Вопрос №2498
Правда ли, что владение и моление перед принадлежавшими кому-то раньше иконами имеет судьбу их хозяев и влияет на нового хозяина?
Владимир Полищук
, Киев, Украина
15/05/2007
Мир Вам отец Олег.
Я как-то был на Андреевском спуске в Киеве и присматривал для покупки старинные дореволюционные иконы и старинный крест. Потом пошёл в другое место, где верующий из РПЦЗ продавал современные иконы. Он мне сказал, что владение и моление перед принадлежавшими кому-то раньше иконами имеет судьбу их хозяев и влияет на нового хозяина. В доказательство он привел пример с Игорем Тальковым у которого был старинный крест. И кому он переходил по наследству после смерти Игоря, у того была печальная судьба (сильные скорби). Поэтому этот продавец предостерегал меня, чтобы не покупать старинные иконы. Есть ли в этих рассуждениях какой-то смысл? Можно ли покупать старинные иконы? Ведь по качеству изображения они намного благолепнее современных писанных.
Ответ отца Олега Моленко:
Если есть возможность и позволяют средства, то лучше покупать старые и старинные иконы, чем современные. Вера в судьбу это вера языческая, а не христианская. А вера в наследование судьбы неизвестных прежних хозяев покупаемой или приобретаемой иконы, креста или другой вещественной святыни нелепа и богохульна. Богохульно и нелепо полагать, что приобретение вещественного креста само по себе приносит скорби или наводит скорби прежнего владельца этого креста. Получается, по логике того обольщенного продавца современных иконных изображений, что причиной наших скорбей являются не наши грехи, а крест Христов что богохульно! Далее выходит, что должно избегать приобретений вещественных крестов, которые были уже в употреблении что есть хула, умноженная на хулу. На самом деле, старинные кресты и иконы противны бесам, ибо они намолены и пропитаны святостью, чего еще нет в только что изготовленных. И почему этот горе-логист не приложил свою больную логику к современным изготовляемым крестам и иконам? Почему "судьба" (причем, почему-то всегда скорбная, как-будто праведники и благочестивые христиане не могли владеть иконами и крестами) изготовителя иконы или креста не сказывается на приобретающем их лице, а если он по приобретении передаст их другому лицу, то должна непременно плохо сказаться?
И откуда у того продавца такое негативное отношение к скорбям, которые ныне, при правой вере и покаянии, являются основным источником нашего спасения? Разве не Господь сказал, что Его истинные последователи будут в мире сем скорбными, гонимыми, мучаемыми, убиваемыми? Разве не Он заповедал идти узким и тесным путем, неся крест своих скорбей?