Вопрос №250
Ответ на возражения по поводу Тайны Иоанна Богослова
Игорь
16/05/2002
Желаю здравствовать!
Посетив Ваш сайт, я сначала очень обрадовался, найдя на нём много созвучных с моим миропониманием мыслей. В частности, мне близко Ваше отношение к сергианской лжецеркви. Просмотрев другие материалы, я стал более опасливо относиться к Вам. Теперь же у меня созрела уверенность, что Вы серьезно заблуждаетесь в некоторых, далеко не безразличных вопросах. В своей статье "Тайна Святого Апостола Иоанна Богослова" Вы пишете:
"Петр же, обратившись, видит" (кто обратится из Петровской церкви назад к прежнему благочестию и от Отступления, только тот способен будет увидеть появившуюся и растущую церковь Иоанна Богослова)...
Не видите ли Вы здесь какого-то несоответствия православному мировоззрению? Зачем разделять Церковь на две части? Такое толкование Священного Писания есть, на мой взгляд, очевидное заблуждение. Не боитесь ли Вы стать родоначальником новой ереси?
Иисус говорит ему: ЕСЛИ Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ОН ПРЕБЫЛ, ПОКА ПРИДУ, (очевидно, что до второго славного пришествия Господня) что тебе до того? (понятно, что ни сам Петр, ни его церковь не будут иметь к Новоновозаветной церкви филадельфийцев, т.е. к церкви Иоанна Богослова, никакого отношения или участия)...
Вы пишете "очевидно", но непонятно на каком основании. Господь Своими словами остерегает Петра от опрометчивых мыслей и никак не утверждает здесь, что Ап. Иоанн "пребудет" до второго пришествия на самом деле. Он говорит: "если Я хочу", а не просто "хочу", как бы убеждая Петра не обращать внимания на других, даже если бы они оставались на земле до пришествия Господня, не умирая и не подвергаясь тяжким испытаниям. Нет в этих словах и прямых указаний на воскресение и бытие Ап. Иоанна в земных пределах. И даже мнение св. Ипполита Римского не даёт оснований возведения в догмат таких умозаключений. Это была его личная точка зрения, не подтверждённая другими святыми отцами.
Сошлемся и на мнение святого великого Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоустого, который, как это было ему открыто от Бога, утверждает, что святый Апостол Иоанн Богослов воскрес вторым всеобщим воскресением сразу по своей смерти, и помимо небесных обителей, он имеет на земле Богом дарованную резиденцию в горах Гималаях.
Вы необоснованно связываете первое утверждение со вторым, приписывая свт. Иоанну Златоусту какую-то теорию о Гималаях, ненаходящую подтверждения ни в Слове Божием, ни в Священном Предании, и хотите, чтобы Вам поверили наслово.
В заключение хотелось бы попросить не обижаться на мой дерзновенный тон, я не желал бы, чтоб моё письмо послужило для Вас преградой на пути спасения.
Ответ отца Олега Моленко:
Игорь, не волнуйтесь за меня. Ваше письмо, если и может послужить кому-то преградой в деле спасения, так это не мне - а вам!
Вы слишком гордый, самоуверенный и самонадеянный человек. Если у вас - недоумения (а для новоначальных и не вступивших еще в покаяние это неизбежно и допустимо), то должно смиренно спрашивать, а не бросаться обличать и судить. Скажите, на каком основании вы поставили себя "столпом и утверждением истины", а свое мнение в духовных вопросах - непогрешимым? Вы, конечно, можете толковать Писание как хотите. Вы можете воспринимать мое слово своим плотским мудрованием, как угодно, и относиться, как желаете, но не надо хулить то, что вы не вмещаете. На вас тоже сработал духовный закон, указанный Апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам:
1Кор.2:
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Если убрать наше современное знание о причащении Святых Таинств, то как бы вы отнеслись к человеку, который учил, что надо есть Его плоть и пить Его кровь, чтобы иметь жизнь в себе, и вообще, что Он - Бог? Это я говорю для смирения вашего, чтобы вы не возносились на истину, ибо мы, по слову Апостола Павла, сильны за истину, а не против нее!
Теперь разберем ваши ложные мысли:
Не видите ли Вы здесь какого-то несоответствия православному мировоззрению? Зачем разделять Церковь на две части? Такое толкование Священного Писания есть, на мой взгляд, очевидное заблуждение. Не боитесь ли Вы стать родоначальником новой ереси?
Для начала изучите святоотеческое определение ереси. Затем конкретно определите - в какую ересь отпал тот или иной человек. Выразите словесно эту ересь, сославшись на святоотеческие труды. Затем увещевайте еретика оставить свое заблуждение. Повторите это вразумление с разъяснениями, и после этого отвращайтесь:
Тит.3:
10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
Обвинение в ереси - это очень серьезное обвинение, ибо ересь мгновенно отделяет человека от Бога и поставляет его в разряд погибших, не взирая на личное благочестие и добродетели. Но если кто-то ошибочно обвиняет кого-либо в ереси, то сам становится еретиком и хулителем, и попадает в разряд погибших.
Вам было бы лучше написать, что вы имеете опасение по такому-то вопросу или утверждению моему, или что видите некую неправильность. Бывали ошибки и даже заблуждения у святых (например, отношение св.Кирилла Александрийского к св.Иоанну Златоустому, или несвоевременное ожидание кончины мира преп. Каллиником Румынским), но никто не дерзал называть их еретиками.
Никакого несоответствия православному мировоззрению в приводимом вами отрывке у меня нет! Единую Церковь Христову я никогда не разделял и не разделяю! Разделяете Ее вы, причем только в вашем восприятии и сознании. Вы, по своему невежеству, путаете два несхожих понятия: Церковь, как Тело Христово - и церковь или церкви, как Ее проявление в истории. Так вот, Одна Святая Соборная и Апостольская Церковь действительно одна, как мы это исповедуем в православном Символе веры, а вот церквей - много, и это факт. Иначе вам надо обвинять святых Апостолов, святых отцов и прочих церковных людей за разделение Церкви на Иерусалимскую, Антиохийскую, Византийскую (Константинопольскую), Российскую, Грузинскую, Сербскую и т.д. Но никто не считает это разделением Церкви, кроме, возможно, вас.
Так и в случае с разделением Церкви на два периода - разделяется не Церковь, а временные периоды, отличающиеся по какому-то качественному признаку. Например, жизнь (или историю) Вселенской Церкви Христовой можно разбить на два таких периода: 1) до обращение русского народа в православие и образования Греко-Российской церкви, и 2) после этого обращения и образования этой церкви, когда она стала оплотом православия на земле.
То, что вы приняли разделение земного исторического времени за разделение Церкви - это ваша ошибка и беда. Это свидетельствует о вашей невнимательности, отсутствии у вас истинного покаяния и молитвы. Во время вашей молитвы к вам приходят посторонние помыслы, ум иногда уносится и кружит в других предметах, сердце не сочувствует уму, мира в сердце нет, смущения и недоумения входят в вашу душу, ум и сердце. Все это, по учению Богоносных отцов, свидетельствует о том, что вы находитесь под законом покаяния или вечных мучений в аду (если не пройдете путь соответствующего очистительного покаяния). Людям в подобном состоянии святые отцы категорично запретили прикасаться к богословским вопросам или разбирательству духовных предметов. Они - плотски, душевны и находятся под властью демонов, с которыми не расторгли общение посредством покаянно-молитвенного подвига.
Вы пишете "очевидно", но непонятно на каком основании. Господь Своими словами остерегает Петра от опрометчивых мыслей и никак не утверждает здесь, что Ап. Иоанн "пребудет" до второго пришествия на самом деле.
Непонятно именно вам из-за вашей духовной слепоты! К тому же вы впали в хулу на святого Апостола Петра, приписывая ему "опрометчивые мысли". Лжете вы на истину, утверждая, что Господь "здесь никак не утверждает, что Иоанн "пребудет" до второго Его пришествия."
Словами "если Я хочу" Господь показывает Свою верховную и неограниченную власть в Церкви и в Промысле о людях - власть живого Господа Бога. Если бы Господу угодно было просто смирить Петра в указанном вами смысле, то он бы так и сказал: "Не смотри на других, себе внимай" (Как, например, Господь сказал преп.Антонию Великому, когда тот занялся разбирательством судеб Божиих).
Здесь же был конкретный вопрос Апостола Петра о будущем именно Иоанна Богослова:
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
- это указание, что речь у Петра и Господа идет именно об Иоанне Богослове!
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
- это указание на то, что Петр спрашивает о будущем Иоанна -
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл,
- это явное и однозначное указание воли Божией в отношении Иоанна Богослова: оборот речи : "если я хочу ... - тебе что до того? ты иди за Мной", означает:
- если Господь Иисус Христос чего-то хочет, то так оно и будет;
- если кто-то не вмещает этого, то пусть не вмещает, но идет своим путем за Господом, ибо впоследствии уразумеет;
- не вмешивайся в Божественный промысел, ты все равно его не можешь разуметь, ибо ты не умнее Бога; короче говоря, это звучит так: Ты, Петр, (и все прочие последователи Мои) занимайся своим делом, служи Мне и через мученическую смерть следуй за мной; Я хочу, чтобы Иоанн Богослов пребыл на земле до Моего следующего пришествия на землю, но это не твое дело и тебя не касается - "пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною."
Дальнейшие слова Евангелия подтверждают самым ясным образом, что ученики Христовы восприняли эти слова Господа не как укорение или остережение Петру, а именно как пророчество об Иоанне, иначе для чего было бы Евангелию упоминать об этом:
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Обратите внимание, что поправляя невольную ошибку (а вовсе не ересь) в понимании братьев Апостолов в отношении его смерти, Иоанн Богослов повторят дословно слова Господа, произнося это пророчество ВТОРОЙ раз! При чем, это повторное произнесение данного пророчества, с уточнением, что Иисус не сказал, что он Иоанн не умрет, производится не в отношении Петра, так что уже нельзя никак полагать, что оно сказано для "остерегания Петра от опрометчивых мыслей"!
Всего этого вы не заметили!
То, что святые отцы и Церковь Христова понимали именно так, как я указал, и содержат именно это толкование - это неоспоримый факт. На вашей стороне нет ни одного авторитетного подтверждения. Вы мыслите в сектантском духе, не воспринимая Писание и Предание Церкви во всем объеме. Не увидели вы свидетельства Самой Церкви об этом в Ея Богослужении, которое я привел в своем толковании. Презрели вы мнение на это место Евангелия не одного святого Ипполита, но и святителя Иоанна Златоустого (оклеветав его заодно со мною), святого праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, преподобного Нектария Оптинского и св. патриарха Фотия.
Кстати, свидетельство последнего я только недавно обрел и еще не приводил на сайте. Ошиблись вы и в том, что мнение святого Ипполита Римского является его частным мнением! Церковь Христова иначе отнеслась к его мнению, приняв его тем, что оно было ВВЕДЕНО В БОГОСЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ, а именно в синоксарий (чтение во время Богослужения, между молитвами; к сожалению, в наши дни это опускается повсеместно) в НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ.
Т.е. в неделю мясопустную Церковь читает от своего лица следующее принятое Ею утверждение святого Ипполита Римского: "Первого Его (Христова) пришествия Иоанна Крестителя имеяше Предтечу, второго же Его в нем же хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет... и зверь, восходящий от бездны, сотворит с ними брань, сиречь с Енохом и Илеею и Иоанном и победит их и убиет их".
Это мнение разделяет св. патриарх Фотий: "А что девственник Иоанн остался в живых, на это как об Енохе и Илии, так и о нем есть предание. И сказанное Евангелием (Ин. 21, 22-23) приводит нас к той же мысли".
Иоанну Богослову это предание присваивает исключительное долголетие, дарованное ему за высокую праведность и силу духа. Образ его воскресения в предании не указан.
Обратите внимание, что св. Фотий ссылается на ПРЕДАНИЕ Церкви, связывая его с рассматриваемым нами местом Евангелия от Иоанна, толкуя его именно так, как и я.
А вот голос Церкви в Богослужении: Из службы святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, стихиры на Господи, воззвах к Тебе, глас 2, самогласен:
Апостолов верх, Богословия трубу,
духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго,
приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного,
от земли переселяющегося, и земли не отступающаго,
но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие,
еже неосужденно срести нам испроси,
любимиче, таинниче, Христов наперсниче,
любовию совершающим память твою.
Добавьте к этому свидетельству Богослужения указания в акафисте Иоанну Богослову, в его житии, мнения святых отцов, которых я перечислил и которые потрудитесь прочесть на нашем сайте, предание Церкви, синаксарь в Неделю мясопустную и, наконец, мнение моего священства, имеющего благодатные свидетельства служения - и противопоставьте всему этому свое личное и противоположное мнение. И кто вы такой, чтобы ваше мнение по данному вопросу предпочитать мнению великих святых отцов Церкви (по меньшей мере пяти известным святым отцам)! Кто вы такой, что возноситесь над голосом Церкви - этого единственного столпа и утверждения истины! Кто вы такой, что взялись перетолковывать Евангелие, не пройдя даже путь покаянного очищения новоначального! Кто вы такой, что взялись поучать и обличать благодатного священника, имеющего свидетельства своего служения от Бога и от многих благодарных людей!
Смирите свою гордыню и высокоумие пред Церковью и святыми отцами и никогда не утверждайте того, на что не можете привести никакого свидетельства из их учения, из предания Церкви и церковных правил и постановлений. Так же никогда не хулите то, на что есть хоть одно указание одного святого отца! Не принимайте - но не хулите, и не судите до времени! Бог гордым противится! Покайтесь в своей гордости, самомнении, самоуверенности, высокоумии, хуле на святых отцов, в искажении и лжетолковании Евангелия, в унижении святых Апостолов Петра и Иоанна Богослова!