Вопрос №2512
Что происходит с человеком, который причащается Пречистых Христовых Таинств? Этот человек сразу становится Богоносным?
Вячеслав К
, Москва, РФ
27/07/2007
Благословите, Батюшка.
Позвольте задать Вам вопрос: что происходит с человеком, который причащается Тела и Крови Господа Нашего Иисуса Христа? Этот человек сразу становится Богоносным? (Новым Творением во Христе)? Т.е. в нем присутствует Сам Господь? (во всем человеке?) Это происходит на духовном и физическом уровне? Можно ли почувствовать это или же это все действует скрыто и прикровенно (и почему?). Какие изменения происходят в человеке и можно ли явно увидеть или почувствовать Нового человека? (В себе, в окружающем тебя человеке).
Как это обновление в Нового человека происходило у Вас? Сколько это заняло времени?
Что нужно сделать чтобы стать Новым человеком во Христе?
Спаси Бог!
Ответ отца Олега Моленко:
Бог, благословит тебя, Вячеслав.
Поскольку человек от человека отличается, постольку в твой вопрос надо внести небольшую, но существенную поправку. Внесу ее в форме вопроса: какой именно человек причащается у тебя в вопросе Тела и Крови Христовых? Как Тело и Кровь Христовы реальны, а не абстрактны, так и причащающийся их человек должен быть реальным и конкретным. Хорошо, установим с тобой, что речь у тебя идет о реальном человеке, который достойно причащается Тела и Крови Христовых.
В случае достойного причащения Пречистых Христовых Таинств их причастник немедленно становится хоть на какое-то время Богоносным. Поскольку под видом хлеба и вина по пресуществлении мы имеем дело с истинным Телом и истинной Кровью Иисуса Христа, а в Них имеем Его Самого Неделимого, то неудивительно, что достойно причастившийся верный член Церкви становится Богоносным. А поскольку Бог есть Свет, Истина, Святость и Любовь, то достойный причастник непременно причащается этим божественным добродетелям и качествам, и сам становится на время святым, светоносным, любящим и истинствующим, что обычно не свойственно ему помимо причащения. Вот почему причастник, носящий в себе Бога Живого, не может не видеть и не ощущать в себе благих и несвойственных ему изменений. Всякий раз по причащении Бог может проявлять Себя в причастнике по-разному, но без каких-либо проявлений достойно причастившийся оставаться не может.
Если причастившийся Тела и Крови Христовых человек не видит и не ощущает в себе никаких изменений, то он должен оплакивать себя как недостойного причастника и умолять Бога вразумить о причинах этого. Присутствие Бога в человеке, причастившегося Святых Таин, подобно Его присутствию у святого человека, который сподобился постоянного Боговселения и стал в полной мере Богоносным. Тем не менее, и такой Богоносный человек нуждается в причащении и причащается Святых Тела и Крови Христовых, когда только имеет такую возможность.
Есть ли разница между Богоносным человеком по жизни и Богоносным человеком по причащении? И в чем она? Да, разница есть. Богоносный по жизни носит в себе Бога духовно, становясь "один дух с Ним". Богоносный по причащении приобщается Бога и именно Иисуса Христа телесно. Не зря же Великий Павел взывал, что тайна сия велика есть – "Бог явился во плоти" (1 Тим.3,16)! И в благодарственной по причащению молитве мы находим слова, свидетельствующие о проникновении Божества во все части человека: "...паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце... Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу" (молитва Симеона Метафраста, 3-я).
Увы, как справедливо сетовал святитель Игнатий (Брянчанинов), христиане утратили знание о том, что их тела призваны быть храмами Бога. Тело христианина имеет способность соединяться с Богом теснейшим образом и ощущать благодать этого соединения! Вот почему сказано в Писании: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы" (1 Кор.3,16-17).
Описать бываемые от причащения Святых Таинств изменения практически невозможно. Они явно переживаются, но остаются неуловимыми, как неуловим Сам Бог. По богатству и изобилию переживаний и ощущений их очень трудно выразить человеческим языком. Даже если я для примера и перечислю некоторые из них: благостность, цельность, необыкновенная легкость, необыкновенная жалость и любовь ко всем людям и прочим тварям, то ты все равно не сможешь уяснить для себя, что это за ощущение, если сам не переживал их в своем опыте. А если переживал что-то из перечисленного и понимаешь о чем речь, то все равно ты переживал это по-своему, иначе, чем я или другие причастники. Вот почему все подобные примеры описания должно воспринимать как таинственные знаки для посвященных и испытавших их в своем опыте. Должно также помнить наш обет, который мы всякий раз повторяем в словах молитвы перед причащением: "Не бо врагом Твоим тайну повем". Тайны истинного христианства передаются только верным и только из уст во уши их.
Что касается претворения себя в Нового человека, то это дело всей жизни. Происходит это обновление только в Церкви, при воцерковлении всей своей жизни посредством Таинств, покаяния, молитвы, терпения скорбей, исполнения Божиих заповедей, чтения Писания и богомыслия. Покаяние включает в себя очищение, борьбу со страстями, победу над страстями, безстрастие. В этом делании должно простираться вперед, не оглядываясь назад, ибо дни наши лукавы суть. Я, например, все еще нахожусь в процессе этого обновления.