Вопрос №2524
Нужно ли развивать в детях талант к рисованию и др., если в уставе для верных запрещено быть художником, скульптором, актером?
Анна Проскурина
, Томск, Россия
31/07/2007
Здравствуйте, дорогой батюшка.
Благословите.
Нужно ли развивать в детях талант к рисованию и др., если в уставе для верных запрещено быть художником, скульптором, актером. Понятно, что в наше отступническое время эти профессии накладывают скорее негативный отпечаток на душу, но просто возникает вопрос: кто будет писать картины, может, и иконы, ставить фильмы на библейские сюжеты? Получается, только одни неверные? Простите, батюшка, не знаю, как должно относиться к этому вопросу. Ведь талант нельзя зарывать в землю?
Ответ отца Олега Моленко:
Бог да благословит тебя, Анна.
Умение рисовать или способность к рисованию не является греховной страстью и не запрещается Церковью. Из Писания мы знаем, что Господь Бог для создания скинии и принадлежностей ее, а позже для создания храма со всеми его принадлежностями, отбирал людей искусных в художественном творчестве. Нужны искусные в художественном деле люди для написания икон, росписей храмов, изготовления церковной утвари, одежды священнослужителей и т.п. Необходимы художественные способности для оформления книг с полезным содержанием, сайтов и т.п. Вот почему развивать способность к рисованию или музицированию у детей христиан вполне уместно и допустимо. Другое дело приобретать профессии, основанные на способностях к художественному творчеству. Некоторые профессии, например, актера, глумедея (клоун, хохмач, смехотворец) запрещаются для верных как противные христианскому благочестию.
Ряд профессий, например, художника, скульптора, архитектора, композитора, писателя и т.п. сами по себе не противны христианскому благочестию. Они запрещаются верным из-за конкретных сложившихся условий. Так, если при царе-батюшке и православном царстве эти профессии под контролем цензуры были допустимы, то при власти коммунистов они стали сугубо-греховными. Сейчас подобные профессии недопустимы не в их образовательной части, а как виды работы. Т.е. ты можешь учить своего ребенка мастерству художника, но лишь для него самого. Работать художником он не сможет из-за кланового господства в этом виде профессии. Художественный клан и его господа диктуют моду и условия для современного художника. При всей кажущейся свободе, на самом деле, любой художник связан в своем выборе вкусами господствующей моды. Если он будет писать не по этим правилам клана, то останется без продвижения и средств к существованию. Тогда ему остается иметь какую-то работу для добывания средств к жизни, а в свободное время писать лишь для себя. Если же он примет условия клана, то тем самым из-за денег и славы выйдет из пределов христианского благочестия, а значит, из Церкви Христовой. Конечно, художник может заняться дизайном квартир, сайтов и другим прикладным творчеством, но он, собственно, не будет тогда уже художником по профессии (т.е. подобным Репину, Васнецову или Нестерову).
Что касается зарывания таланта в землю, то, согласно повествованию Евангелия, речь шла о конкретной сумме серебряных денег. От получившего талант и более требовалось удвоить или умножить полученную сумму, отдав первоначальный капитал торговцам. Вот почему называть способность к рисованию талантом, или рублем, или 20-ти долларовой купюрой будет не точно, ибо эту способность нельзя удвоить и отдать Христу на суде. Речь в Евангелии идет о добродетелях во спасение, которые можно и должно удваивать и умножать всячески, чтобы по смерти отчитаться Господу.