Вопрос №2548-3
Имеют ли какое-то значение для усопших наши молитвы за них?
Yuliya
, Москва, Россия
10/08/2007
Читала про значение молитв за умерших, но у меня сложилось такое ощущение, что наша молитва за усопших имеет больше значение для нас самих, чем для них – это выявляет неподдельную любовь к нашим близким и страх и безпокойство за их вечную участь. Может, также как мы просим у Бога простить ИХ грехи вольные и невольные, также потом и нам простятся наши грехи на Страшном Суде? Но как на деле наша молитва может что-то изменить для НИХ? Ведь Господь и так справедлив и милосерден, и каждый получит только то, что заслужил, независимо от наших молитв? Я что-то никак не могу этого понять.
Ответ отца Олега Моленко:
Твое предположение вполне ошибочно. Святая Церковь призывает нас к молитве за усопших именно для оказания помощи их душам. Особенно это важно делать в течение первых 40 дней со дня смерти, а так же в 3-й, 9-й и 40-й дни со дня преставления. Именно для этого и положены в Церкви особые чины молитв и богослужений за умерших, а именно: отпевание или чин погребения; парастас – т.е. заупокойное богослужение вечерни и утрени; заказная обедня – т.е. литургия с особыми прошениями за души усопших лиц; панихида – чин особого поминовения о душах усопших, наподобие молебна за здравие о живых; заупокойная лития – т.е. краткий чин поминовения усопших. Существуют также особые церковные дни поминовения усопших. Поминовение усопших близких и родственных лиц производится так же каждым христианином в его домашних молитвах. Для этого имена усопших лиц записываются в помянник в раздел "об упокоении". Все это говорит нам о важности для душ усопших церковных поминовений и личных молитв.
Заповедь Господа о прощении нами грехов наших ближних, соделываемых против нас, несет в себе обещание простить и нам наши грехи, соделанные против Бога и ближних. Но к этой заповеди нельзя отнести твое предположение о том, что наши молитвы за усопших с прошениями о прощении их грехов у Бога якобы принесут нам прощение наших грехов на Страшном Суде.
Если ты и имеешь право сомневаться в молитве за усопших (или любой другой), то только в своей личной. Поэтому всегда пиши подобное только от своего лица.
Твоя мысль о том, что наша личная молитва за усопших практически не имеет для них никакого значения и более полезна нам, чем их душам, прелестна и неверна. Хорошо сознавать свою немощь во всем, в том числе и в своей личной молитве. Хорошо и полезно тебе в твоем новоначалии смиряться и почитать свою молитву крайне слабой, а себя – не имеющей дерзновения к Богу, ибо это так и есть. Но нельзя это смиренное ощущение путать с божественным и церковным установлением – молиться об усопших отцах и братиях наших. По твоей логике выходит, что безполезно молиться и за живых людей, а также за себя саму. Или ты полагаешь в этих случаях свою молитву более сильной и дерзновенной? На самом деле, при всяческом смирении себя мы обречены какое-то время молиться своей слабой и бездерзновенной молитвой, ибо другой у нас пока нет и быть не может. Но именно осознание своей слабости и должно служить для нас стимулом для упражнения молитвой и для стяжания преуспеяния в ней. Вместе с преуспеянием будет расти сила и дерзновение нашей молитвы, а значит, и ее значимость для тех, о ком мы молимся. Но и до этого роста наша искренняя и внимательная молитва (а что мы еще можем ей дать кроме искренности и внимания?) учитывается Господом Богом. Он прекрасно знает наши немощи и не требует от нас невозможного. Если мы пребываем в своем статусе, несем послушание Богу (в Его заповедях), смиряемся как можем и не выходим за установленные для нас пределы, то наша слабая и ничтожная молитва принимается Богом. Если бы это было не так, то мы никак не могли бы преуспевать в молитве и покаянии, а значит, и спастись. Мы не должны помышлять о том, как наша молитва на деле может что-то изменить для участи душ усопших, ибо это не наше дело. Наше дело – верить и пребывать в послушании, т.е. молиться как можно внимательнее и искреннее об упокоении усопших (а также за живых и за себя).
Твоя мысль о том, что наши молитвы за усопших не имеют никакого значения для Бога, так как они не могут повлиять на Его решение – ошибочна. Она исходит из твоего плотского мудрования. Может быть, ты была бы правой в том случае, если бы молитвы за усопших и прочие установления были чисто человеческими выдумками, не имеющими никакого отношения к Богу. На самом деле это есть божественное установление. Господь Бог знает о нем и учитывает его в Своих решениях. Его милость и воля включили в себя возможность умилостивлять Его молитвами людей друг за друга, а также молитвами Его Ангелов за людей. Это Его милость даровала нам дополнительно милость на милость в лице нашей Ходатаицы, Предстательницы, Заступницы и Молитвенницы дерзновенной Матери Божией и Приснодевы Марии. Божия милость даровала нам молитвы и ходатайства за нас святых Божиих угодников, которые своими подвигами стяжали великое дерзновение к Богу. Наконец, милость Божия даровала нам мощные церковные и литургические молитвы. Сила литургических молитв основана не только на силе общецерковных молитв, но прежде всего на силе Таинства Евхаристии, в котором грехи поминавшихся христиан (как живых, так и усопших) омываются Пречистой Кровью Христа Господа. Все эти молитвы в значительной степени сказываются на решении милосердного Господа Бога нашего.