Вопрос №2555
Про "Яблочный Спас"
Сергей
, Тольятти (Ставрополь-на-Волге), Росфедер
17/08/2007
Благословите, Батюшка.
Отец Олег, обязательно ли ждать Яблочный Спас, чтобы начинать есть яблоки, тем более, если нет святой воды в доме? Просто когда люди угощают, я отказываюсь, мотивируя для себя это тем, что ещё не было Яблочного Спаса.
"По благочестивой традиции на Руси старались не есть плодов нового урожая до их освящения на Второго Спаса: приношением и благословением плодов Церковь показывает, что все в ней от человека до растения должно быть посвящено Богу и благословлено Им".
Ответ отца Олега Моленко:
Отсутствие святой воды никак не отменяет требование церковного Устава. А вот церковный Устав ничего не говорит о яблоках. Он говорит лишь об освящении и употреблении винограда и виноградных гроздей. Дело с яблоками возникло так. В Российской империи, несмотря на ее огромные размеры, виноград созревал лишь в южных областях. Вот почему большинство чад Церкви оставались по природным причинам вне зоны действия Устава. По этой причине российской церковью была принята замена винограда на яблоки в тех местах, где виноград не рос. Этот неписанный в Уставе обычай и утвердился на Руси, отражаясь в народном названии "Яблочный Спас". Сегодня, когда виноград доставляется повсеместно, нет никакой нужды заменять его на яблоки. Вот почему ныне можно вкушать яблоки в любое время, когда они только имеются.
В связи с поставленным тобой вопросом уместно будет привести напоминание о ныне, увы, утраченном, но более важном обычае, который отражен и в церковном Уставе и Священном Писании. Речь идет о требовании приносить любые начатки своего труда своему священнику. Если у тебя в саду созрели яблоки, то принеси несколько из них священнику в дар, попроси у него благословения и молитв и Бог благословит тебя и твой труд, и сад твой, и урожай. И так должно поступать со всеми начатками: овощами, фруктами, молоком, сыром, яйцами, медом, виноградом, грибами и т.д. Приношение начатков урожая не входит в положенную десятину и является самостоятельной добродетелью. Увы, нынче это приношение оставлено практически всеми верующими людьми. Но ведь оно несравненно важнее, чем невкушение до срока винограда, тем более, что он раньше и не созревает. Вот почему ту хорошую цитату, которую ты привел, следует немного подправить так: "... до их освящения, в том числе и в праздник Преображения Господня" и далее по тексту.