Вопрос №2568
О "покаянном" месте в Омской области
Максим Ковганов
, Могилёв, Беларусь
23/08/2007
Здравствуйте, батюшка Олег!
Слыхал я от моего друга, что где-то на севере Омской области есть городок, где стоит храм, ещё выстроенный до 1917г. Здесь (по словам одного полицейского из статьи в газете) особое место покаянное. Когда в этот храм входишь, то ощущаешь сильный голос то ли совести, то ли Божий, то ли (моё мнение), может быть, и бесовский: покайся! Сразу вспоминаешь все свои содеянные грехи с покаянным чувством.
Так здесь, согласно этой статье из газеты, умер один маньяк от сознания своих грехов, когда был сюда приведён полицией.
Можно ли сказать, что в этом месте есть Святой Дух, который так обличает людей или всё-таки это не так? Ведь, по словам святых Отцов, с Господом тот, кто с Церковью.
Спаси Господи вас и вашу паству!
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Максим.
Если ты точно привел факты и обстоятельства, то ничего хорошего или полезного в них нет. Есть святые места, пребывание в которых располагает некоторых людей к покаянию и молитве. Именно располагает и именно некоторых. Но так, чтобы любой грешник был насильно приводим в какое-то место и там автоматически приобщался бы к покаянию, не бывает, и быть не может. Покаяние не есть простое осознание своих грехов, но есть благое изменение человека и его жизни, проявляемое в конкретных плодах.
Ведь мы помним, что Иуда Искариотский тоже осознал свой тяжкий грех предательства Господа Иисуса Христа, вернул заработанные этим грехом деньги и раскаялся в своем поступке, но плодом этого осознания греха и раскаяния было отчаяние и удавление себя самого (повешение). Итак, осознание греха, приводящее к отчаянию и смерти, не есть покаяние, заповеданное Господом Богом. Тем более не есть оно действие Духа Святого. К отчаянию и смерти движет только бес.
Похожее мы наблюдаем и в описанном тобой случае с маньяком. Его привезли милиционеры в "особое покаянное" место, которым является тот храм, о котором ты упомянул. И почему-то этот неверующий человек, совершивший ряд тяжких преступлений, вдруг "осознал" свои грехи до того, что умер от этого "осознания". Я впервые встречаю случай смерти от "осознания грехов". Иуда сам себя казнил, а этот маньяк умер от переживания, но в обоих случаях причиной смерти было отчаяние от осознания грехов. Такое видение греха дают демоны, которые прекрасно знают все грехи любого человека. Святые отцы Церкви предупредили нас о таком бесовском видении своих грехов, а также ада и мучений, которое ведет к отчаянию и самоубийству. Если бесовское покаяние ведет человека к смерти и погибели, то Божественное покаяние ведет к жизни и спасению.
Подлинное покаяние вместе с видением своих грехов и осознанием их тяжести и мерзости сообщает человеку благую надежду на помилование, прощение и примирение с Богом. "Не хочу смерти грешника" вот воля Бога, призывающего нас к покаянию, "но чтобы он обратился и жил". Таким образом, призывая нас к покаянию, Бог призывает нас к жизни. Если мы следуем этому Его благому призыву, то получаем жизнь. Ради покаяния Господь продлевает человеку его земную жизнь в теле. Описан ряд случаев, когда по воле Бога уже умершие люди возвращались к жизни, чтобы восполнить или завершить свое покаяние. В случае с маньяком мы имеем дело с наглой смертью, которая является наказанием грешника.
Надо разуметь и следующее. Не бывает никаких особых покаянных мест. Бог призывает к покаянию всех людей и на всяком месте. К тому же было бы недостойно нашего Бога, чтобы Он с одних людей требовал напряженного покаянного труда, молитвы, очищения от страстей, борьбы с бесами и терпения скорбей, а жителям Омской области предоставил возможность автоматического покаяния только путем совмещением любого (т.е. неверующего, маньяка, некающегося и т.д.) человека с неким особым местом (пусть даже с храмом). Все это ясно показывает нам, что в данном храме засел особый демон, который и разыгрывает спектакли с "осознанием" греховности.