Вопрос №2571
О состоянии окамененного нечувствия или сердечного ожесточения
Денис Евгеньевич Патрушев
, Ишим, Россия
25/08/2007
Благословите Христа ради.
Скажите, как избавиться от дикой безчувственности, когда логически хорошо понимаешь своё глубоко падшее состояние и уже веришь полностью в то, что ты действительно самый последний грешник из всех существующих но при этом осознании всего ужаса своего положения сердце остаётся безчувственным, как бы окаменевшим... и даже когда хочется заплакать об этой бездне грехов, сотворённых после такой милости Божьей к тебе, ты чувствуешь, что даже не можешь плакать и рыдать, когда очень хочешь из-за этой ужасной холодности... это страшное, жуткое состояние... когда понимаешь всю безысходность своего положения, взываешь к Господу и не можешь, понимая всё это, сказать "Господи Иисусе...", ощущаешь свою отгороженность, далёкость от Бога, исчерпал свой "лимит доверия" и осуждён сейчас на вечные мучения и нет мне никакого оправдания...
Ответ отца Олега Моленко:
Ты описал состояние окамененного нечувствия или сердечного ожесточения. Это состояние есть неизбежное достояние падшего и грешащего человека. Чем больше человек пребывает в делании грехов, тем сильнее и крепче становится его окамененное нечувствие. В этом состоянии человека держат три демона-исполина: неведение, забвение и злое уныние или разленение. Если этих исполинов не преодолеть, то дальнейшее движение к Богу будет невозможным. Помогает этим исполинам наше практическое неверие. Преодолеваются эти исполины по одному и в определенном порядке. Сперва преодолевается исполин забвения. Он преодолевается только непрестанной памятью о Боге. Непрестанная же память о Боге не может держаться никак иначе, как только непрестанным призыванием имени Иисуса Христа с целью покаяния. От непрестанного призывания имени Спасителя со вниманием ум очищается не только от греховных, но и от всех посторонних помыслов вообще. Это делает его способным к зрениям. Духовное зрение ума - это его способность зреть по благодатному действию Духа Святого духовные предметы. Это зрение ума осуществляется не с помощью помышлений и не с помощью воображения, когда человек видит зрительные или мечтательные картины посредством воображения. Зрение ума есть непостижимое восприятие умом потока сообщений от Бога, когда он видится без картинок, во всей целостности, ясности и последовательности. Способ этого видения неизъясним и постигается только опытно. До опытного постижения духовного видения умом плотскому человеку этот способ неизвестен и недомыслим. Почему же видение ума является духовным? Потому, что, во-первых производится в уме человека действием Духа Святого и во-вторых, потому что это зрение непременно воздействует на дух (сердце) человека. От этого воздействия сердце человека начинает переживать зримое сообщение. Поскольку грешному человеку Бог в первую очередь показывает его собственное жуткое состояние, немощи, далекость от Бога, погибель, принадлежность аду и мучениям и т.п., то человек начинает переживать эти зрения ума покаянным духовным ощущением. Он сокрушается, ужасается, смиряется, плачет, ищет выхода, боится вечных мучений, сожалеет о своей далекости от Бога и т.п. Подобные переживания и ощущения смягчают его сердце, и оно сокрушается, находя отраду только в плаче. Никаким иным способом человек не может выразить ужас открывшейся ему по благодати картины его состояния и грядущих за его греховность последствий, как только плачем. Принципиальная разница между зрением ума и логическим пониманием, признанием, получением правильной информации о своем состоянии посредством помышлений, чтения и размышления состоит в том, что в первом случае зрение ума обязательно убодает сердце, и оно откликается соответствующим чувством и переживанием, а во втором случае ум все правильно понимает и остается в нечувствии своем.