Вопрос №2578
В 1900 году во время "Боксёрского восстания" в Китае мужественно принимали смерть некоторые христиане из католиков и протестантов.
Можно ли считать их смерти Святым Крещением?
Roman Sher
, Hamburg, Germany
31/08/2007
Батюшка, благословите!
Хочется узнать ваше мнение и видение событий т.н. "Боксёрского восстания" 1900 года в Китае. У вас на сайте в календаре они не поминаются, в то время как в других православных календарях (напр.РПЦЗ) память 222-х Китайских новомучеников 11 июня (24 по новому стилю). По официальным данным: "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову." Известно также, что в те страшные дни смиренно и мужественно принимали смерть некоторые христиане из католиков и протестантов. Можно ли считать их смерти Святым Крещением?
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит тебя, Роман.
К сожалению, я не знаком с событиями 1900 года в Китае. Я знаю лишь, что действительно в РПЦЗ и у отошедших от нее Бостонских греков-старостильников было почитание некоторых христианских мучеников китайского происхождения. Я видел общую икону этих мучеников и отдельные иконы некоторых из этих святых. У нас в Церкви просто нет возможности объять необъятное. Особенно трудно определиться со святыми, явленными в 20 веке. Так РПЦЗ не раз ошибалась насчет причисления некоторых лиц к лику святых. Были причисления к лику новомучеников российских лиц из числа сергиан, в т.ч. и Павла Флоренского. Досадной была ошибка с патриархом Тихоном и некоторыми другими революционными несергианами. Если убили сергианина, то говорить о святости не приходится. А если убили несергианина или анти-сергианина, то должно тщательно исследовать жизнь и деяния данного лица.
В 20-м веке даже мучительное убиение православно верующего человека не делало его автоматически святым мучеником Христовым.
Что касается убиенных от рук гонителей в Китае католиков и протестантов, то эти их мучения и смерти могли лишь облегчить их вечную участь. Спасти же неправоверующих людей, а тем более привести их в истинную Церковь и сделать святыми их мученическая кончина не могла.
Спасаться и быть святыми мучениками Христовыми могли и могут лишь люди, имеющие правую веру на момент их смерти. Только претерпевшие мучение и смерть за правую веру венчаются Богом и почитаются Церковью. Если накануне своей смерти человек заблуждался и держался католического, протестантского или сергианского заблуждения, полагая, что это заблуждение и есть правая вера, то смерть его (даже самая мучительная) никак не может исправить его заблуждение.
"В чем застану, в том и сужу" – сказал Господь. Вот почему убиенный католик остается пред Богом лишь убиенным католиком, убиенный протестант – лишь убиенным протестантом, а убиенный сергианин или отступник лишь убиенным отступником. Другое дело, если у кого-то из убиваемых имело место отречение от его заблуждения и ереси и исповедание правой веры. В таком случае этот счастливец уподобляется благоразумному разбойнику, приемлет крещение кровью, входит в Церковь Христову и спасает свою душу. Явит ли его Господь среди Своих святых мучеников решать только Ему.