Вопрос №2579-1
Почему св. Иоанн Кронштадтский говорит в своей книге о Земле и о "подобных ей планетах"?
Александр Д.
, Киев, Украина
01/09/2007
Здравствуйте, отец Олег.
Скачал с Вашего сайта книгу Батюшки Иоанна Кронштадтского.
На стp.13 в ней сказано: "В устроении вселенной третий день творения начинает растительность на Земле и на ПОДОБНЫХ ЕЙ ПЛАНЕТАХ". Как понимать "на подобных ей планетах"? Почему отец Иоанн так говорит?
Ответ отца Олега Моленко:
Почему именно так выразился святой Иоанн, следовало бы спросить у него самого. За невозможностью этого мы можем лишь строить наши предположения. Я, например, полагаю, что святой пророк Иоанн Кронштадтский, как образованный человек своего времени, находился под влиянием господствующих тогда в умах людей различных научных теорий и гипотез. Некоторые научные теории бездоказательно утверждали, что существуют где-то во Вселенной другие системы, подобные нашей солнечной, а значит, и другие планеты наподобие нашей Земли. В божественном откровении, донесенном до нас через Священное Писание и Предание, нет ничего подобного. Напротив, Священное Писание свидетельствует об уникальности и неповторимости Земли, Солнца, Луны и рода человеческого. У одного из пророков от Лица Бога людям прямо сказано, что есть только Я - ваш Бог и только вы (т.е. люди) - дети Мои. Даже нашему ограниченному и помраченному грехом уму, может быть ясно, что идея о планетах с такими же или иного вида разумными существами богохульна и лжива, ибо никак не согласуется с откровенным словом Божиим. Если допустить мысль, что мы у Бога не одни и есть еще какие-то люди или подобные им существа, созданные Богом, то подвиг Христа, Его смерть, воскресение, первое и второе пришествие, Страшный Суд теряют свою уникальность и значимость. Подобная ложная идея подрывает все основания нашей святой веры. Вот почему мы отвергаем ее напрочь, как исчадие сатаны.
Как же примирить факт уникальности и неповторимости Земли и человечества с фактом существования других похожих галактик, планетных систем и планет? Писание отвечает на это просто: "В начале сотворил Бог небо и землю". Затем Бог именно для Земли сотворил Солнце и Луну, для освещения ее днем и ночью. Создавая Землю, Бог вложил в нее свойство произрастать растения. Остальные все светящиеся в космосе объекты названы Богом звездами. Т.е. для нас, людей, живущих на Земле, все остальные небесные тела (кроме Солнца и Луны) есть лишь звезды. При этом их вещество, состав, размеры, состояние, качество, удаленность от Земли и все прочее не имеет никакого значения. Мы хорошо знаем, что все эти звезды, которые по замыслу Бога лишь составляют декорацию для Земли, спадут с неба как смоквы от порыва ветра, а само небо (т.е. космос) совьется в свиток. Стоит ли много внимания уделять тому, что будет упразднено? Не стоит. Возвращаясь к Земле, замечу, что Бог только ей дал свойство произрастать из себя растения. Растительный мир на Земле был создан Богом именно повелением Земле произвести из себя растения по их видам и сортам: Быт.1,11-12: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо".
Таким образом мы видим, что слова "на подобных ей планетах" ошибочны и есть не более чем допущение в дань научной моде того времени. Вот почему для себя мы внесем поправку к этим словам: "на подобных ей планетах, которых на самом деле нет".