Вопрос №2579-2
О низвержении сатаны в ад
Александр Д.
, Киев, Украина
01/09/2007
Здравствуйте, отец Олег.
1. В книге отца Иоанна Кронштадтского "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса" говорится, что после смерти и воскресения Иисуса Христа сатана был заключен в ад. Разве до этого он не был извержен архангелом Михаилом на землю (то есть воздух, земля, подземелье ад)?
Растолкуйте!
2. Также в книге говорится, что дьявол лишен возможности обольщать людей непосредственно. Это значит, что все искушения делают его слуги? Сам он полностью связан и находится в аду, откуда ему нет выхода?
Огромное спасибо за Ваши ответы!
Ответ отца Олега Моленко:
1. Действительно сатана был низвержен с Неба и упал на землю, и потому он именуется падшим ангелом или духом. До первого пришествия Сына Божиего, Его смерти и воскресения пребывание сатаны на земле и под землей являлось преимущественным, но не ограничивало места, где он мог бывать. Он был обязан жить на земле или в преисподней, но мог бывать даже на Небе на докладе у Бога. Это хорошо видно из книги Иова. Потому-то сатана часто называется дьяволом (т.е. клеветником), что он клеветал Богу на людей. После победы Христа над сатаной и адом положение изменилось. Теперь местом обитания для сатаны стал только ад, а земля стала для него местом посещений, тогда как раньше таким местом для него было Небо. Он может бывать на земле по своему желанию, но ему на ней плохо и неуютно из-за находящегося ради заслуг Христа и ради Церкви Его Духа Святого. По мере преуспеяния отступления и тайны беззакония благодать Духа Святого на земле умаляется и сокращается. Это позволяет сатане чаще бывать на земле и посещать различные места.
Когда Дух Святой оставит отступническое человечество полностью и будет почивать лишь на Церкви Иоанна Богослова, скрывающейся в недоступном месте, тогда сатана поселится на земле для опеки своего ставленника антихриста-зверя. В аду сатана имеет свою штаб-квартиру, откуда он руководит бесами и людьми, участвующими в тайне беззакония. Там он составляет планы, проводит совещания и разборки. Но пока он господин и повелитель ада и князь мiра сего, а не узник ада. Узником он станет тогда, когда по повелению Бога будет брошен в озеро серное: (Откр.20,10) "а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков". На сегодня сатана и бесы его не мучаются в аду, а мучают там людские души. Им нравится это дело! Им нравится быть в аду в качестве надзирателей и палачей. Но придет время, когда по окончательному суду Божиему и сам ад со всем содержимым в нем будут ввержены в озеро огненное. Тогда-то сатана и бесы будут мучиться вечно, безпрерывно и безысходно.
2. Я думаю, что отец Иоанн высказался так не по откровению Божиему, а от принятия на веру бытующего в среде верующих людей ошибочного мнения, что слова из книги "Откровения" Иоанна Богослова о 1000-летнем связывании сатаны относятся якобы ко всему периоду между двумя пришествиями Христовыми. Жития христианских святых ясно нам показывают, что сатана вовсе не связан, но являлся лично в разных местах. Так в житии святителя Василия Великого повествуется, как один христианин обратился к колдуну, и тот отвел его на стадион, где этому несчастному явился сам сатана. Сатана принял от этого несчастного отречение от Христа, подписанное его кровью, и даже расцеловал отступника в уста. Из рассказа преподобного Серафима Саровского мы знаем, как к нему в келлию явился в ярости сатана, чтобы отомстить за вымаливание преподобным души умершего.
Должно отметить в честь отца Иоанна, что в дальнейшем в своей книге о кончине мiра он преодолел это заблуждение и близко подошел к истинному пониманию событий книги "Откровения", но тема истинного тысячелетнего царства святых со Христом им полностью проработана не была. Здесь опять сказалась вера в бытующее ложное мнение, которое преподносилось как голос Церкви.