Вопрос №2596
Как Вы относитесь к личности и деятельности царя Петра I?
Дмитрий Александров
, Владивосток, РФ
17/09/2007
Батюшка Олег,
у меня есть вопрос про деятельность Петра I. Как Вы относитесь к личности и деятельности Петра Алексеевича? Можно ли сказать, что процесс отступления начался именно в годы царствования Петра I, когда он "прорубил окно в Европу", а взамен в Россию из Европы был привезен Ленинский коммунизм в "запломбированном вагоне"?
С уважением, Дмитрий.
Ответ отца Олега Моленко:
У всех нас и для каждого из нас есть лишь один истинный Судья, Который может точно оценить личность и деяния каждого из нас. Тем более только Бог может оценить личность и деяния православного царя, ибо сердце царя, как известно, в руках Божиих. Я не уклоняюсь от ответа на твой вопрос, но поясняю, что мое убогое суждение, зависящее от точности дошедших до нас документов и честности описаний очевидцев и историков, не может со всей точностью и полнотой ответить на него. Лучше я просто передам то, что я вижу, взирая на личность царя Петра и его деяния.
Я вижу, что появление мощной личности царя Петра было предопределено выбором русского народа (точнее, обывателя) и ходом русской истории. В известном смысле его появление было милостью Божией. Не зря же преподобный Серафим Саровский называл царя Петра великим царем и никак не обличал его правление. Приходится с горечью изрекать неприятную для русского сердца истину увы, русского православного народа не сложилось. Вот почему все рассуждения о русском народе ни на чем не основаны и являются лживыми и вредными мифами. Таким же мифом является утверждение о, якобы, прорублении царем Петром "окна" в Европу. Русские двери или ворота (но никак не окно) всегда были широко открыты для Европы. Другое дело, что патриархальная жизнь на Руси до времени правления царя Петра была для Европы чуждой, непонятной и неинтересной. Отступление на Руси началось сразу по ее крещении в водах Днепра. Это отступление самым заметным и болезненным образом проявилось в так называемом старообрядческом расколе. Идеология отступления была предложена Иосифом Волоцким и принята правящим классом Руси.
Единственно верный для Руси путь, указанный святым призывателем имени Божиего Нилом Сорским, был отвержен русским правительством и населением Руси. Мы знаем из Писания, что в свое время подобную ошибку в выборе совершили люди Израиля, когда они отвергли руководство Бога и просили себе в руководство царя, как у всех окружающих народов. Бог уступил их выбору и дал им Саула в цари. Затем были царями Давид, Соломон и прочие. Как Бог уступил древнему Израилю, так Он уступил ошибочному выбору русских. Отказавшись идти путем веры и мiроотречения, русские люди стали в один ряд с прочими народами, отличаясь от них лишь истинным исповеданием веры и благодатностью церкви. Вскоре у большинства людей истинная вера стала привычной формальностью, а благочестие свелось к обрядоверию. Церковь перестала господствовать в умах и сердцах большинства россиян и стала лишь традиционным оформлением жизни. Все это делало отступление и крушение Русского царства и церкви неизбежным. Все дело было лишь за временем.
Бог желает спасения всем людям и каждому человеку. Вот почему Он Своим Премудрым Промыслом все делает для того, чтобы спаслось как можно больше людей. Если это относится ко всем людям, то тем более к тем, кто все еще хранит истинную веру и церковь. Пусть русские люди сделали страшную и роковую ошибку, которая повела их ко крушению и великим бедствиям, но и на этом пути можно было спасаться. Вот Господь милосердный и помогал Своим Промыслом на пути, выбранном произволением русских людей. Итак, Россия стала как прочие европейские страны, но лишь в отношении к жизни. Потеряв Божию помощь и силу со стороны веры и святости, русские люди оказались в несравненно худшем положении, чем прочие страны Европы. Россия проигрывала любой европейской стране во всех отношениях. Можно привести такое подобие. Представьте себе престарелого православного монаха, который после 30-ти лет молитв и трудов вдруг потерял веру. Он вышел в мiр и вынужден был вступить в битву с хорошо вооруженным европейцем. Бывший монах не имел ничего кроме посоха и четок. Как же закончится поединок? Вот примерно в таком положении оказалась допетровская Россия, свернувшая с пути божественного и жизни только верой, живой, сильной и благодатной. Нужно было срочно выправлять неравное положение. Если бы этого не было сделано, то допетровская Россия быстро бы канула в Лету.
Для выправления положения России нужен был именно такой царь, каким оказался Петр Великий. Он был человек сильной воли, недюжинного ума и с европейским "лицом". Понятно, что он не был святым и благочестивым человеком. Он был православным человеком, любил попеть в церковном хоре, велел вынести чудотворную икону Матери Божией к войскам перед битвой со шведами под Полтавой, но, как он сам признавался, в отношениях с Богом он преуспел немного. С точки зрения церкви, царь Петр принес ей много вреда. Чего только стоит замена патриаршества на Синод. За всеми его противоцерковными действиями, глумлениями и выходками скрывался какой-то смысл. Вся цепочка действий царя в отношении Российской церкви была своего рода Божиим наказанием за измену россиян Богу. Это наказание было проявлено царем в форме буйного юродства. Попуская его, Бог как бы говорил русским людям: "Ну что же, вы сами хотели нового Саула. Получите его. Вы хотели внешнего могущества взамен силы веры получите его. Вы предпочли царство церкви получите". Удивительным символом произведенного россиянами выбора служит петровская выходка с переплавлением церковных колоколов на пушки. Здесь не надо усматривать у царя Петра никакого кощунства или безбожия. Он-то как раз исправно выполнял волю Божию, служа Новой России новыми методами и средствами. Своим этим действием царь Петр показывал и как бы говорил совести россиян: "Ведь вы сами выбрали путь внешнего могущества и процветания, так почему же теперь держитесь за свои бороды и колокола?!" Россия превыше всего вот девиз Новой Петровской России. Россия превыше Петра и даже церкви. По воле Бога царь Петр построил эту новую европейскую Россию. Он организовал ее новую сильную армию и флот. Он вывел Россию к морям и возвеличил ее настолько, что с ней стали считаться все европейские страны и сильная Турция. Россию стали бояться. В этом был выигрыш. Таким образом царь Петр обеспечил России бытие еще на три сотни лет. Оставив памятником каменный С.-Петербург, царь ушел на суд Божий. Умер он от простуды почек, которую заработал, спасая в водах холодной разлившейся Невы простых людей. Положить душу за ближнего это не худшая из смертей. Можно ли представить себе, чтобы Ленин, Сталин, Брежнев, Горбачев, Ельцин или Путин стали спасать своих тонущих от потопа граждан лично на маленькой лодке?
Петр ушел, но его Россия осталась сильной процветающей державой, которой могли управлять даже царствующие "бабы". Все грядущие победы Суворова, Кутузова, Нахимова и Соболева были заложены царем Петром, справедливо прозванным Великим. Его Россия стояла до второго Великого Петра Столыпина. Злодейское убийство Петра Столыпина совершенное в Киеве (начало = конец) явилось, по сути, убийством Петровой России и дела царя Петра. Без Столыпина благочестивый и святой царь Николай стал ненужным пережитком. Святой царь подходит только для святой Руси, а ее давно не было. Святой царь, царство и церковь были обречены на уничтожение, невзирая на вершину небывалого экономического развития. Шла последняя седмина Русского царства. Дело было лишь за техникой. Отступление на Руси завершилось, и в нее в запломбированном вагоне ввезли местечкового антихриста-зверя с братвой. Выбранный Иосифом Волоцким путь был пройден до конца, и он логически привел к Иосифу Сталину.