Вопрос №2726
Какие основные ошибки встречаются у новоначальных?
Александр К
, Россия, Санкт-Петербург
15/01/2008
Здравствуйте, о.Олег.
Какие основные ошибки встречаются у новоначальных?
Слышал, что в церковном обиходе существует понятие "болезнь неофитства". Что это такое?
Храни Вас Бог
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй и ты, Александр.
Неофит с греческого означает новообращенный или новоначальный в вере. Об опасности этого положения говорит святой Апостол Павел:
1 Тим.3:
"2 Но епископ...
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом".
Как видим, основная опасность новоначального в вере и церковной жизни заключается в уклонении его в гордость и, на ее основании, в прелесть бесовскую. В гордость же неофит попадает из-за своей плотскости, неведения, неопытности, доверия своему падшему естеству и бесовским внушениям. От этого же он неизбежно совершает множество ошибок. Но при должном смирении и послушании опытному в духовной жизни руководителю и учителю, новоначальный исправляет допущенные ошибки, получая при этом драгоценный опыт и иммунитет в отношении бесовских внушений и обольщений.
Чаще всего гордость, соединенная с невежеством, проявляется у новообращенного в виде ложной (плотской) ревности или ревности не по разуму. Он не знает или не понимает, что несмотря на принятие истинной веры, он все еще является весь плотским, падшим, неспособным на доброе и находится в плену и рабстве у бесов. Неосознанное бесообщение и непримечаемая одержимость вот главная беда и источник погибели для новообращенного. Он по милости Бога обратился к неизведанному и неизвестному для него духовному миру и духовной жизни в нем. Для духовной же жизни подходят, нужны и необходимы только духовные средства и качества, о которых новоначальный не имеет никакого понятия. Он в этой новой для него сфере, где нельзя иметь никакого представления ни об одном духовном переживании и ощущении, продолжает жить по известному ему плотскому опыту, навыкам, стереотипам и привычкам. Такой подход неизбежно рождает сплошные ошибки и искажения. Вот почему главнейшей и важнейшей добродетелью новоначального является смиренномудрие, основанное на полном недоверии себе и несокрушимой, непоколебимой вере своему духовному наставнику. Это не высшее смиренномудрие, но смиренномудрие новоначального, которое поставляет его на то место (то есть послушание, преданность и привязанность к посланному Богом духовному отцу и наставнику), которое ему уготовил Бог от века, но без него он непременно заблудится, обольстится и погибнет.
Одна ложная мысль, принятая новоначальным за истинную губит его. В наши отступнические дни, например, такой распространенной губительной мыслью является внушение бесов о том, что омерзительная пред Богом, безблагодатная и душегубительная отступническая церковноподобная структура и организация (то есть лжецерковь или сборище сатанинское, например, "МП") является якобы истинной, благодатной и спасающей Церковью Хриcтовой. Стоит только новоначальному принять этот пагубный помысел, довериться и последовать ему, как он сразу попадает в самую губительную обстановку и самое вредной человеческое собрание. Лицемерная и сверхлукавая закваска лжецеркви и ее обольщенных бесами руководителей людей во тьму и погибель непременно заквасит и душу новоначального, сообщив ему вместо благодати злодать, вместо спасения погибель и вместо истинной духовности лжедуховность.
Чем больше и активнее действует (пусть даже по каким-то направлениям формально по учению Церкви и Святых Отцов) в условиях прелести и ложной духовности новообращенный, тем более он становится сожженным в своей совести лицемером, обольщенным обрядовером, лжеревнителем своего погибельного болота, лжесловесником и лжецерковником. Со временем такой неофарисей становится по качеству своего духа богоубийцей и самогубом необратимым к истине. У такого обольщенного лжецерковника все духовные понятия извращены, оценки ошибочны, представления ложны. Он вполне водится падшим духом даже не подозревая этого! От этого общения с бесами лжецерковник со временем и сам становится подобным падшему духу.
Что касается конкретных ошибок встречающихся у новообращенного, то говорить о них полезно с конкретным человеком и только согласно его жизни и практике. Теоретическое, схематическое и оторванное от жизни перечисление возможных ошибок не только не принесет новоначальным никакой пользы, но послужит дополнительным препятствием в деле спасения из-за их ложного восприятия духовных предметов и полного отсутствия духовного опыта.
В вере и церковной жизни нет пожалуй ничего худшего, чем теория оторванная от практики. В Ветхом Завете такие теоретики назывались книжниками, ибо основным источником их поверхностных знаний служили книги Священного Писания. Эти превратные, хотя и формально истинные их знания не только не помогли им принять пришедшего на землю в качестве Спасителя и Искупителя Сына Божиего, но сделали их Его заклятыми врагами и убийцами.
В Церкви Христовой такими теоретиками являлись академисты (то есть ученики и выпускники духовных академий). Ведь именно из академистов вышли такие духовные монстры как Тихон Беллавин, Сергий Страгородский, Антоний Храповицкий, Никон Рождественский, Иларион Троицкий и прочие еретики, отступники и разрушители Церкви Христовой.