Вопрос №275
Как поступать, если неверующий муж требует близости во время поста?
Елена
20/05/2002
Как вести себя с неверующим мужем во время поста, когда он требует половой близости?
Возможно ли безстрастное совокупление с мужем, как ритуал ради чадородия?
Ответ отца Олега Моленко:
О супружеской жизни с неверующим мужем заповедывал Апостол Павел:
1Кор.7:
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
Причиной брака часто служит не только чадородие, но и уцеломудрование, избежание блуда и неразжигание. Свят. Иоанн Златоуст ставит эту причину главнее чадородия. Вот как учит по этому вопросу Апостол Павел:
1Кор.7:
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, (речь идет о половой близости) разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, (если муж верующий или уступает) а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, (т.е. на наше усмотрение) а не как повеление.
Итак, поскольку твой муж неверующий и его нельзя оставлять (если сам он этого не желает и не препятствует тебе жить по вере), то ты не властна над своим телом в супружеском совокуплении, в т.ч. и во время постов! В этом случае, уступая, ты не согрешишь, только бы тебе не быть инициатором, прикрываясь лукаво апостольским позволением. Тебе должно смиренно просить мужа дать тебе воздержаться ради поста твоего и молить при этом Бога о помощи в этом, но если он все же будет настаивать, то не сомневаясь уступить, сохраняя мир в душе и в семье (а возможно, и мужа в семье). В этом мудрость и любовь. А пост, воздержание и прочее подвиги имеют цену только тогда, когда приводят к любви или доставляют любовь.
Что касается твоего предположения о супружеской близости как о безстрастном исполнении некоего ритуала для зачатия детей, то оно ошибочно. Я уже показал тебе, что брак не только для чадородия, но и для погашения похоти законным (безгрешным) путем во избежании блуда (и половых извращений).
Не может половая близость и быть "безстрастной", а точнее, без ощущения вложенного в нашу природу полового услаждения (сласти, удовольствия, приятности), отчего она бывает желанна. Если бы не было этой сладости, то вряд ли бы кто трудился в этом даже ради чадородия, тем более без него!
Вот почему ни супружескую жизнь, ни законное вкушение половой сладости в браке св. отцы не считали грехом. Грех там, где нарушение воли Божией или закона Божия.
Ведь в чем состоит грех прелюбодеяния? (прелюбодеяние -- измена, супружеская неверность) Разве в простом обладании женщины или мужчины? Нет! Само по себе обладание противоположным полом не является грехом! Грех прелюбодеяния состоит в нарушении заповеди Божией "не прелюбодействуй", и в этом смысле он есть грех богоборческий и направлен против любви к Богу. Но он есть еще и грех против любви к ближнему, ибо ближний обворовывается и именно в части половой сладости. Итак, прелюбодеяние есть грех не против естества, но против любви, и это особого рода воровство!
Грех блуда (менее тяжкий, чем грех прелюбодейства) состоит в неузаконении половой близости. В таком случае тоже нарушается закон Божий, развращается ближний, присутствуют при совокуплении демоны и оскверняют беззаконных сожителей, похоть не уцеломудривается, но разжигается, ибо нет при этом помощи Божией и присутствия святых Ангелов. В этом принципиальная разница законного и беззаконного брака, т.е. что в законном браке супруги избегают блуда, угашают похоть, уцеломудриваются и не желают от полноты законного удовольствия посягать на чужое и беззаконное. А в нечестивом браке ничего подобного не бывает, но сугубое блудное разжжение, которое не удовлетворяется, почему беззаконые сожители скатываются к перемене партнеров или к извращениям в поисках удовлетворения (которое для них не доступно).
Итак, жительствуя по совету Апостола, ты не повредишь своему спасению.
Храни тебя Господь!