Вопрос №2787
Почему книги святого Климента Римского исключены из новозаветного канона?
Игнатий Тиунов
, Златоуст, Россия
01/03/2008
Доброго здоровья Вам, отец Олег.
Как соотнести Ваши ответы на вопросы №372 и №2367-1?
Вы пишете: "Все творения святого Климента Римского приняты Церковью, как богодухновенные писания. Речь на Трулльском Соборе шла не о запрещении его постановлений, а о том, чтобы они не ставились наравне с книгами Священного Писания. А они до этого постановления приобрели именно такой авторитет".
Почему тогда вопреки 85-му Апостольскому правилу 2 послания Климента и Апостольские Постановления исключены из новозаветного канона?
И почему Трулльский Собор постановил как бы в противоречии с тем же 85-м правилом свв. Апостол?
Ответ отца Олега Моленко:
Речь у меня в ответе №2367-1 идет о подлинных творениях святого Климента, а в №372 – о подложных книгах, в которых еретические мысли прикрывались именем этого святого. Поскольку в то время различать истинные книги от подложных было довольно трудным делом, то для ограждения верных чад Церкви от опасности и возможного вреда было принято такое соборное постановление. Если же доподлинно известно, что книга принадлежит перу святого Климента, то она относится к богодухновенным книгам святоотеческого наследия. Из НЗ канона книги святого Климента были исключены по Божьему промыслу. Бог не хотел, чтобы Благовестие разрасталось до больших по объему размеров, а также, чтобы авторами книг НЗ были не Его Апостолы. Святой Климент сам не был Апостолом, но лишь учеником Апостола. Ученики апостолов именовались апостольскими мужами.