Вопрос №2812-1
О великой тайне обожения человека
Алексей
, Оренбург, РОССИЯ
28/03/2008
Батюшка, получается, что человек сначала исцеляется путём покаяния до такого состояния, в котором был Адам до падения? Это будет соответствовать возрасту Христову? У такого человека тварная тьма совсем умаляется? И после этого он начинает уже получать ещё больше благодати, что вовсе одухотворяет его и умаляет его животную сущность и он становится богом по благодати?
Я своим плотским мудрованием совсем запутался. Пытался как-то сопоставить этот процесс обожения с тем, что у человека есть греховная тьма и дух, но ничего толкового не вышло! Батюшка, дух у человека начинает развиваться с того момента, как он начинает исцеляться?
Ответ отца Олега Моленко:
В своем покаянии человек очищается от греха и примиряется с Богом заслугами Христа. Таким образом он не становится подобным Адаму до падения, но превосходит его, как новая тварь во Христе, созданная по образу Иисуса Христа. Иисус Христос хоть и именуется Новым Адамом, но вовсе не по равенству качеств с последним до его падения. Просто Господь наш Иисус, несравненно превосходя Адама даже по человечеству, совершил вместо него дело утверждения человека в бытии, пакибытии и вечной жизни с Богом. Господь Иисус искупил нас (весь род человеческий и саму природу человека), спас и восстановил в человеке образ Божий. Вот почему, когда мы через приобщение Христу восстанавливаем в себе Его образ, то тем самым восстанавливаем в себе и утраченный нами в падении образ Божий, а также подобие Божие. Для спасения человека довлеет восстановление образа Божьего, а для христианского совершенства, возможного на земле, нужно восстановление подобия Божьего. Это совершенство бывает трех типов: диаконское (вспомогательное служение), священническое (самостоятельное служение), епископское или архиерейское (возглавительное, управленческое служение).
Обожение человека это великая тайна! Для того Христос Бог стал человеком, чтобы нас соделать богами.
Но это обожение наше не абстрактное, а конкретно-реальное. Это не только мера Божьей благодати, дарованной нам, но и явление ее в нас в виде образа Христа Бога.
Дух человека начинает развиваться с момента вхождения человека в этот мир. Это вхождение не может происходить без Бога! Сознательно же дух человека развивается от соприкосновения его с Духом Божьим. По началу дух человек выходит из забвения о Боге памятью духа о Нем. Память эта от многой молитвы Иисусовой и действия благодати ради имени Иисуса Христа. Когда наш дух опамятствуется, помнит всегда о Боге, то все согласовывает с Богом, который есть Дух. Тогда человек становится поклонником Бога Троицы и храмом Святой Троицы. Исцеление это восстановление утраченной целостности человека. Человек был рассечен грехом и падением двояко сам в себе на три части и на три силы, а также от Бога. Целостность его восстанавливается соединением рассеченных грехом духа, души и плоти, а также умозрительной или словесной силы, раздражительной силы и желательной силы. Соединяются же эти части человека только при его соединении с Богом. Бог входит в человека, как в Свой восстановленный храм и соединяет все рассеченное!