Вопрос №284
Св.Апостол Иоанн будет руководить Церковью в конце времен?
Юлия
20/05/2002
Не могли бы Вы, батюшка, привести точные слова преподобного старца Нектария, сказанные им своей духовной дочери, о том, что Св. Апостол Иоанн будет руководить Церковью в конце времен? Я нигде не нашла. Или дайте, пожалуйста, ссылку.
Дело в том, что, не имея точной цитаты слов Оптинского старца, и рассматривая только мнения св. Ипполита и Св. Иоанна Кронштадтского, я убеждаюсь, что Апостол Иоанн в последние времена будет проповедовать всемирное покаяние наряду со святыми Енохом и Илией, но не вижу в их словах подтверждения того, что св. Иоанн Богослов будет Первоиерархом Церкви.
С поклоном и просьбой простить, если что не так.
Ответ отца Олега Моленко:
Приведу слова преп.Нектария (Тихонов, 1857-1928) Оптинского из сборника "Россия перед вторым пришествием" (составитель Сергей Фомин) издания Троице-Сергиевой Лавры 1993г, стр.11-12: "Вот что ответил оптинский старец монахине Нектарии, спросившей в 1924г. батюшку "о кончине мира": "Что это вы обращаетесь к моему худоумию - вот обратитесь к оптинским монахам". Я улыбнулась, а он говорит: "Это я вам серьезно говорю, они вам скажут все на пользу". Когда я повидалась с ними, они и говорят: "Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся, это все они делают ради других" (очевидно, чтобы сообщить сенсационную новость). Так вот монахи мне сказали, что людям не полезно знать время второго пришествия: "Бдите и молитесь", сказал Спаситель, значит не надо предугадывать событий, а в свое время (т.е. наше!) верным будет все открыто. Дедушка (о.Нектарий) остался доволен ответом монахов, т.к. он тоже не сторонник того, когда доверяют всяким фантазиям в этой области. Я спросила: "Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?" Он ответил:"ВСЕ ЭТО БУДЕТ, НО ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА".
Что касается Первоиераршества Великого Иоанна Богослова, то дело здесь не в титуле. Иоанн Богослов, как любимый ученик и друг Христа Господа, а также как Его наперсник и сокрестник, апостол и евангелист, попечитель и духовный сын Матери Божией (а это служит прообразом будущего попечения о Матери-Церкви), усыновленный Ей Христом с Креста, не нуждается ни в каких титулах. Он первоапостол Церкви, причем первый и высший среди других апостолов. Он пережил всех апостолов и был единственным руководителем первой Церкви. Теперь он единственный высший руководитель последней Церкви. Апостолы являются высшими иерархами в Церкви. Вот почему неудивительно, но справедливо именовать первоапостола воскрешенного Господом в обновленном теле и сохраненного Им для возглавления и сохранения Церкви в период отступления и времена антихриста, Первоиерархом, ибо это суть его власти и положения в Церкви по воле Господа Бога. Если первоапостол должен придти (т.е. открыться явно), то для исполнения своих обязанностей - проповеди и руководства Церковью. Об этом же говорил Господь в Евангелии от Иоанна в 21 главе:
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Видите, как евангелист дважды повторяет обетование Божие для него и его миссии на земле в канун второго пришествия Господня, поправляя при этом невольную ошибку других апостолов, которые неверно поняли слова Христа о том, что Иоанн Богослов не умрет! Он умер и был воскрешен, и слово Божие о нем непременно сбудется и уже сбывается. В 24 стихе сам Иоанн Богослов пишет о своем свидетельстве этого важнейшего пророчества Самого Господа о нем, что оно записанное истинное!
Вот почему, кто сомневается в этих словах воскресшего Господа, повторяемых в Евангелии дважды, в словах Евангелия, в словах и свидетельстве Иоанна Богослова, тот сомневается во всем. Таковому, по слову Господа, не поможет и воскресение из мертвых! И действительно, как мы видим на многих, они не верят факту воскрешения Иоанна Богослова. Они не верят преданию Церкви, житию апостола Иоанна Богослова, богослужебным текстам о его смерти, погребении и чудесном преображении.
Могила его есть (в нынешней Турции), день памяти 8 мая по церк.календарю (или 21 мая по внешнему) существует. А этот день установлен ради чуда появления тонкого "праха" на могиле Иоанна Богослова ("прах" ежегодно стал появляться именно в этот восьмой день мая, символизируя вечный оный день), от которого исцелялись любые недуги. А вот мощей этого величайшего из святых не имеется, как нет и никаких сведений (кроме об исчезновении тела из зарытой могилы и воскресении ап.Иоанна) о его теле или мощах. У всех остальных апостолов Христовых имелись святые мощи и истории этих мощей.