Вопрос №2857
Об отношении духовного чада к его (ее) духовному отцу
Владимир К.
, Загорск, РФ
12/05/2008
Благословите, Батюшка.
Вопрос об отношении духовного чада к его духовному отцу. Какие из святых отцов подробно пишут об этом?
Что делать, когда что-то не понимаешь, что отвечает или делает духовный отец (например, если духовный отец может съюродствовать Христа ради...)
И что сделать, чтобы, упаси Бог, не соблазниться на это..?
Из вопроса http://www.omolenko.com/680.html:
"Должно основательно изучить у святых отцов Церкви вопрос отношения к духовному отцу и истинного послушания".
Какое значение имеет послушание к духовному отцу? Если, например, оно впоследствии окажется очень тяжелым... можно ли попросить смягчения по немощи или же оно должно выполняться безприкословно?
----
Спаси Бог!
Ответ отца Олега Моленко:
Мир тебе, Владимир.
Увы, сегодня современные люди, почитающие себя христианами, настолько одичали, отступили от Бога и духовности, что совсем не знают и не понимают значения личности духовного отца. Они не имеют никакого понятия о нем и его деле. Гордые, самонадеянные и самомнительные, они уверены, что все могут сами: и Богу угодить, и спастись. Горе неведению их! Горе гордыне их! На самом деле духовных отцов всегда даровал и дарует Сам Господь Бог. Он Сам выбирает Себе человека, которого тщательно готовит в отцы духовные для промыслительно определенных Им Своих овец. Сам Господь Бог соединяет готового духовного отца с теми лицами, которых он и рождает о Господе для себя. Вот почему для верного члена Церкви Христовой духовный отец является самым близким, самым любимым и самым дорогим и значимым человеком в этой жизни. Он для них бог после Бога, заместитель Бога и проводник Его воли. Поскольку для человека нет ничего важнее его спасения, то нет ничего дороже духовного отца, который преимущественно пред всем прочим помогает своим чадам в деле их спасения и богоугождения.
Понятие "духовный" означает сферу, в которой пребывает духовный отец и в которой он общается со своими духовными детьми. Понятие "отец" означает рождение. Как плотской отец рождает плотских детей для этой жизни, так духовный отец рождает духовных детей для духовной и вечной жизни в Боге и с Богом.
Если созревший по возрасту и здоровью человек не родил по плоти никакого ребенка, то он не может называться плотским отцом. Так же бывает и в духовной жизни. Если какой-либо священник не родил никого духовно, то он не может называться духовным отцом. Если он имеет ведение от Бога и хорошо назидает свою паству, то может называться наставником, учителем и пестуном, но не отцом. Святой Апостол Павел справедливо отметил, что у каждой группы христиан могут быть тысячи наставников, но лишь один отец духовный.
По важности личности духовного отца важно и Богом требуемое отношение к нему. Невозможно в коротком ответе осветить все возможные подробности взаимоотношений духовного отца и его чад. Упомяну лишь некоторые важнейшие особенности.
Духовный отец "рождает" чадо из какого-то готового "материала", т.е. из плотского человека, которого Бог направил именно к этому духовному отцу. Кандидат в чада имеет право проверять пастыря, которого хочет иметь в качестве духовного отца, лишь до предания себя в его волю о Господе. После предания себя в волю духовного отца духовное чадо не имеет никакого права судить своего духовного отца, его поступки, слова, указания и веления. Подобное деяние есть страшный грех пред Богом. Этот грех заключается не только в непочитании отца духовного, не только в непослушании ему, но и в разрушении духовно-нравственной связи с ним (а через него – с Богом), и тем самым, как бы "убиением" его для себя. Вот почему по учению святых отцов Церкви духовного отца должно почитать как Бога, благоговеть пред ним и никогда не судить его или пытаться понять.
Послушание духовному отцу – это установленная Богом разновидность послушания Ему. Бог знает, что людям крайне трудно нести послушание невидимому ими Богу. Вот почему Он премудро устроил так, что это послушание Ему невидимому заменено для нас на послушание видимому духовному отцу.
Беда в том, что по мере отступления умалялось число Богом даруемых духовных отцов. Однако среди множества отступников установилось ложное послушание ложным (самозваным, недуховным и поддельным) "отцам", которые дерзают так себя именовать лишь по их приобщению к лжесвященству.
Быть подлинным духовным отцом – это величайшая ответственность и великий подвиг! Основное качество духовного отца то, что он пребывает с Богом и в Боге! Именно поэтому он не только учит своих чад основам духовной жизни, молитве, покаянию, борьбе со страстями и бесами, но приобщает их к Богу, непостижимо соединяет их с Ним. Он соединяет их с Господом Богом даже тогда, когда они сами не могли бы достичь этого соединения или были недостойны его.
Поскольку через духовного отца каждым его чадом управляет Сам Господь Бог, то у него не может быть никаких ошибок по отношению к своим духовным чадам. Сам для себя, как человек, отец может ошибаться, немоществовать и подвергаться искушениям, но не по отношению к его детям. При правильных отношениях Бог хранит от всякого зла, вреда и ошибок и духовного отца, и послушных ему чад его. Послушание духовному отцу есть не только послушание Богу, но вместе с тем и любовь к Нему и отцу своему духовному. Вот почему после осуждения духовного отца и противления ему самым страшным грехом является непослушание ему. Возложение конкретного послушания не может быть неправильным, чрезмерным, непосильным и т.п. Вот почему оно должно выполняться от всего сердца и безпрекословно. Послушание охватывает только то, что оно и должно охватывать. Однако есть у каждого чада такие части его жизнедеятельности, которые не подлежат послушанию, но оставлены на его волю и усмотрение. Послушание имеет различные пределы для различных образов жизни и типов отношений. Одно дело – быть всегда со своим старцем в монастыре или пустыне, другое – нести послушание белому священнику, общаясь с ним время от времени, и совсем иное дело – нести послушание пастырю, которого ты можешь видеть один-два раза в год.