Вопрос №286
После акафиста и молитвы стали появляться сомнения...
Владимир
20/05/2002
После Акафиста св. Апостолу Иоанну и искренней молитвы о вразумлении невежды сразу стали появляться сомнения насчет истинности "Тайны Иоанна Богослова". Отец Олег, в чем, по-Вашему, дело?
Благодарю за ответ.
Ответ отца Олега Моленко:
Владимир, если вы не лукавите сознательно, то скажу вам следующее. Почему вы решили, что ваша молитва, да еще одноразовая и с одноразовым прочтением акафиста непременно подвигнет Господа или Апостола вразумить вас? Разве вы имеете такое дерзновение и такой успех в своей молитве? Не от гордости ли, самоуверенности и самонадеянности вашей это происходит?
Во-первых, приведу случай с одним преподобным отцом, жившим в пустынном уединении. Однажды ему понадобилось вразумление по одному из мест священного Писания. Для того, чтобы получить откровение от Бога по данному вопросу, этот преподобный наложил на себя строгий пост (раз в день немного хлеба и воды) на 70 седмин, т.е. на 490 суток! И содержа такой пост, он ежедневно умолял Господа открыть о конкретном месте священного Писания, что оно значит. И вот прошло 490 дней этого подвига, и преподобный не получил никакого откровения или вразумления от Господа. Смирившись, он вышел из кельи и пошел к близживущему брату-отшельнику - спросить об этом. Не успел он пройти несколько шагов, как ему явился с неба святой Ангел и сказал: "70 седмин твоего поста нисколько не приблизили тебя к Богу. Но когда ты смирился и сказал в сердце своем: "Пойду вопрошу брата!" - Бог послал меня открыть тебе это место". И Ангел, наставив преподобного, вернулся на небо.
Теперь сравните свой "подвиг" с подвигом этого отца. И вы думаете, что один акафист и одна молитва приблизили вас к Богу?
Итак, налицо ваша ошибка из-за самонадеянности.
Во-вторых, вопрошать Бога о вразумлении можно лишь в неизвестных вопросах или непонятных случаях. Но Тайна Иоанна Богослова ясно изложена в Евангелии от Иоанна и других церковных источниках и не имеет нужды в подтверждении. Если сомневаться в ней, то тем более можно сомневаться в другом, если не во всем. Например, в Евангелии не сказано о воскресении Матери Божией, но это известно из Предания Церкви. В Евангелии от Иоанна Господь по воскресении Своем один раз троекратным вопрошением Петра восстанавливает его в апостольском достоинстве. И никто не сомневается, что Петр апостол. Но в этом же Евангелии, в этой же главе сразу за восстановлением Петра, Господь говорит в адрес Иоанна Богослова, что Он хочет, чтобы тот пребыл (на земле и в Церкви) пока Он придет на землю судить род людской. Эти слова Господа повторяет и сам Иоанн Богослов, исправляя ошибочное понимание других апостолов этих слов Господа, т.е. что Иоанн Богослов не умрет до пришествия Господа. В том, что он пребудет по неложному слову Господа они, в отличие от вас и многих других, не сомневались. Иоанн Богослов поправил их, подтвердив что он умрет, но и пребудет во плоти по воле Господа своего. А это возможно только одним единственным способом - путем воскрешения его Господом по качеству всеобщего воскресения из мертвых. После этих слов Иоанн Богослов говорит, что он сам свидетельствует это и истинно свидетельство его!
И вот после этого двукратного свидетельства, подтвержденного обсуждением и слухом, пронесшимся среди других учеников Господа, и заверением в истинности этого пророчества о нем самим Иоанном Богословом - люди продолжают не верить или сомневаться в указанном Господом промысле о Иоанне Богослове и Церкви! Итак, при равном повествовании о Петре ("иди за Мною.") и Иоанне ("хочу, чтобы он пребыл, пока приду") люди верят в Петра, но не верят в Иоанна! Что же эта за вера такая? Разве Господь может откликнуться на такую "веру"? Разве это не есть недоверие к словам самого Иоанна и унижение его и его послушания Богу? Это все равно как прочитать акафист Иисусу сладчайшему, а затем искренно спросить Господа - воскрес Он или нет!
Итак, у вас была ошибка и в предмете молитвы.
В-третьих, важно качество самой молитвы и просьбы и плодов ее. То, что у вас нет дерзновенной, действенной и благодатной молитвы, я не сомневаюсь. А вот о плодах вы рассказали сами - это сомнения насчет истинности Тайны Иоанна Богослова. Сомнения и смущения не могут быть плодами истинной и богоугодной молитвы. Сомнения и смущения могут быть только от своего падшего естества и от бесов, как учат об этом святые отцы. Вразумления от Господа (или через Ангела) ясны, точны, однозначны и подаются в мире душевном и с миром Божиим. Если этого нет - то вразумление не от Бога! На вас же сбылись слова Писания: "Расточу гордые мыслию сердца их"! Смиритесь, попросите прощение у Господа и Иоанна Богослова за неверие и хулу, поблагодарите их за дивный Божий промысел о Церкви и о последних людях - и ваше душевное состояние значительно улучшится.
Впрочем, вы свободны поступать так, как вам вздумается, ибо Богу дадите отчет за все, как и все прочие человеки.