Вопрос №2910
О выборе образа жизни: монашество, одиночество в миру (или монашество без пострига и обетов) и церковный брак
Федористов Артём
, С-Петербург, Россия
11/07/2008
Здравствуйте, батюшка.
Извините, что отнимаю у Вас время. Мне очень понравился Ваш ответ, спасибо большое. И спасибо за то, что Вы делаете.
Батюшка, посоветуйте, пожалуйста. Мне 26 лет и хотелось бы уже создать полноценную семью, но сомневаюсь, есть ли на это Воля Божия? Может, лучше жить при монастыре и спасаться там (как мне посоветовал игумен Роман Загребнев), тем более, что время такое – не знаешь, как детей рожать и т.д. При этом монаха в себе не вижу. Как, батюшка, можно узнать Волю Божию?
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Артем.
Твой вопрос о выборе образа жизни не нов. Он часто встает перед молодыми людьми. На него нельзя ответить в смысле "что лучше?" – монашество или семейная жизнь, но должно разрешить, что именно тебе лучше. Но в наше страшное время вселенского отступления от Христа и истинной веры нам уже не помогает опыт былых поколений верующих людей, ибо условия и обстоятельства нашей жизни резко изменились в худшую сторону.
Монашество всегда было не только возвышенным, но и вышеестественным образом жизни, почему и именуется ангельским чином или жительством. Вот почему далеко не все люди способны к нему. Богомудрый святитель Игнатий (Брянчанинов), который очень любил монашество, тем не менее не только всем людям вообще, но даже своему родному брату не советовал спешить с пострижением в монахи. Он советовал несколько лет пожить при монастыре и испытать себя на способность к монашеской жизни. Но подобный высокий, трудный и опасный (по возможности попасть в бесовскую прелесть) образ жизни требует не только способности к нему от желающего вести его, но и наличия опытного и непрелестного наставника этому великому делу. Наше время особенно тем, что нет ни истинных монастырей, ни истинных наставников монашескому житию. То, что на виду и по неведению и недоразумению именуется "монашеством" или "монастырями", таковым не является. Если святитель Игнатий в свое время (19 век) вопиял о том, что монастыри из пристаней спасения превратились в погибельные омуты, то что говорить про наше отступнической время. Сегодня жительство в любом известном монастыре непременно приведет к тяжкому повреждению души и погибели. В Писании говорится, что с преподобным будешь преподобным, а с нечестивым развратишься. Ныне же нет в монастырях преподобных, зато нечестивых лицемеров и прелестников бесовских полным полно.
Что же остается? Остается два возможных образа жизни:
- одиночество в миру (или монашество без пострига и обетов);
- церковный брак.
И тот и другой образы жизни имеют в себе плюсы и минусы.
Большой опасностью для безобетного монашества в миру является повсеместное разлитие блуда, блудной похоти и блудного разврата. Вот почему, чтобы сохранить чистоту, целомудрие и невинность, должно быть адамантом веры и учеником смиренномудрия. Второй опасностью является попадание в подвижническую прелесть по причине как самомнения, самонадеянности и самочиния, так и по причине отсутствия должного руководства.
Семейный образ жизни опасен своей суетой, многопопечительностью и пристрастием к земному, отчего ослабляется вера и растут некоторые страсти. Зато значительно легче в противостоянии блудной страсти и сохранении от господствующего разврата. Главное в семейной жизни (после веры и церкви) – это каждому супругу занимать свое место и избегать раздуваемых бесами конфликтов. Основное оружие бесов против семейных людей – это возбуждение супругов на споры, ссоры, конфликты, вражду и ненависть между собой, а также на занятие не своего места, что становится основой постоянных разборок. Муж и жена так устают от этих разборок, что у них уже не остается ни сил, ни желания на спасительные дела. Появление детей – это появление вместе с радостью дополнительных тревог, забот и печалей. Главная забота у родителей о том, чтобы со временем дети не оставили бы правую веру и не лишились бы спасения.
Теперь измерь себя во всех направлениях и выбирай свою дорогу не в ад, а в рай.