Вопрос №2922-2
Насколько справедливо утверждение, что общее количество людей, которые спасутся, будет равно количеству падших ангелов?
Александр Д.
, Киев, Украина
19/07/2008
1) Насколько справедливо утверждение, что общее количество людей, которые спасутся, будет равно количеству падших ангелов?
2) Если высший чин, который пал, был Херувим, а Пресвятая Богоматерь является Серафимом, то значит спасенные люди не просто занимают "свободные места"?
Ответ отца Олега Моленко:
1) Это не более, чем человеческое богословское мнение и предположение, которое достаточно распространено в среде "МП". Но это мнение не имеет ни твердого основания, ни статуса божественного откровения. Ни Писание, ни Предание, ни учение Церкви не имеет подобного учения. Действительно истинным в нем является лишь то утверждение, что от Бога отпало около трети сотворенных Им Ангелов, а также то, что существует известное Богу конечное число записанных в книгу Жизни людей, которые спасутся и войдут в вечную блаженную жизнь. Это число никак не связано с числом отпавших Ангелов. Рассмотрим несуразности и нелепости подобного предположения. Если принять эту мысль, что число спасенных людей равно числу отпавших Ангелов, то за ней следует другая – что сотворенные люди созданы Богом лишь для замены бесов и весь смысл спасения людей состоит лишь в этой замене. Против этой мысли выступают следующие факты:
- различная природа Ангелов и людей;
- различное назначение Ангелов и людей;
- различное происхождение Ангелов и людей; Ангелы созданы единым словом и мановением Бога, а люди после совета Трех Лиц Единого Бога, с непосредственным Его участием – по образу и подобию Божию;
- Ангелы посылаются Богом для служения людям, а не люди служат Ангелам;
- Бог второй Своей Ипостасью принял именно человеческую природу, которая была создана по образу и подобию Божию; если принять мысль, что люди лишь заменяют Ангелов, то по своему человечеству Господь Иисус Христос – всего лишь один из равных Ангелам, которые Ему почему-то подчиняются и служат со страхом и трепетом.
2) Мысль о том, что спасенные люди заменяют отпавших Ангелов неизбежно рождает мысль о "расставлении" этих спасенных людей по ангельским "полочкам". Действительно, если люди лишь заменяют треть падших Ангелов, а те занимали различные иерархические ступени, то люди должны занимать именно эти иерархические места. Тогда выходит, что Пресвятая Богородица и Матерь Бога нашего может претендовать лишь на место одного из падших Ангелов. Но Святая Церковь исповедует Приснодеву Марию честнейшей Херувим (т.е. превосходящей честью Херувимов) и славнейшей без сравнения Серафим (т.е. имеющую славу несравненно большую, чем Серафимы). Как же Ее можно приравнивать к тем, кто несравненно ниже Ее по славе и чести?