Вопрос №2926-1
Некоторые люди утверждают, что мы (православные христиане) подобны язычникам из-за того, что носим крестик с изображением распятого Иисуса Христа...
Шидловский Евгений
, Брест, Беларусь
26/07/2008
Здравствуйте, уважаемый отец Олег.
Я Вам очень благодарен за Ваш ответ по поводу множества религий. Вы мне очень помогли разобраться во многом. Конечно, вопросы возникают всегда, но порой человек сам в себе носит многие ответы, просто мы всегда привыкли (как "овцы"), чтобы нам указывали, куда нам пойти и что нам делать. Спасибо Вам ещё раз за ответ. Дай Вам Бог здоровья.
Отец Олег, у меня вопрос к Вам:
Зачем мы носим вообще крест на шее и можно ли носить крестик с изображением распятого Иисуса Христа? Дело в том, что есть такая новая религия, которая утверждает, что мы (православные христиане) подобны язычникам из-за этого всего.
Заранее Вам очень благодарен за ответ!
Спасибо ещё раз!
Ответ отца Олега Моленко:
Эта новая религия есть не что иное, как старая богохульная ересь иконоборчества и крестоборчества, явленная под новым видом. Ссылки новоявленных лжеучителей на якобы язычествование православных христиан, поклоняющихся Честному и Животворящему Кресту Господню и честным иконам, лживы и несостоятельны. Подобные утверждения есть плод слепотствующей гордыни, невежества и лукавства этих лжеучителей. Они пытаются запутать и запугать простодушных людей ложно притягиваемыми и извращенно толкуемыми ими местами из авторитетного Священного Писания. Суть их лукаво-ложных укоризн состоит в сознательной подмене понятий, с выдаванием света за тьму, белого за черное и сладкого за горькое. Забывают они грозные слова Бога, сказанные через пророка Исаию: Ис.5,20: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!"
В чем же состоит их лукавая подмена? В том, что они ложно приписывают богопочтению православных христиан языческое нечестие, являемое в языческом почитании идолов и поклонении кумирам. В этом поклонении идолам и почитании кумиров, которые все были или творениями рук человеческих, или творениями Божьими, язычники не только служили и кланялись бесам, но и тяжко грешили подменой поклонения Творцу Богу на поклонение твари. Вот это поклонение твари вместо поклонения Творцу и хотят вменить новоявленные учителя старой лжи православным христианам. Для этого они идут на страшное богохульство: выдают особое Божье творение – Честный и Животворящий Крест Христов – за идола, а Распятие – Христа Бога, Распятого на Кресте – за кумира. Для нас же, истинных богочтецов, Распятый на Кресте нас ради и ради нашего спасения Христос есть Бог, и Его Крест есть Его Жертвенник и великая Святыня в Его честь. Так что в нашем поклонении Кресту нет никакой подмены поклонения Творцу на поклонение твари, но все воздается Творцу всяческих – Богу!
Логика богохульных отвергателей и уничижителей Креста Христова такая: утверждение первое: "Крест, на котором распяли Господа Иисуса Христа, сделан из дерева и есть творение рук людей". Утверждение второе: "Идолы делались из дерева, камня, металла или другого материала и были делами рук человеческих". Их ложный вывод из двух этих утверждений такой: "Все, что делается руками людей и используется ими для поклонения, есть идолы, а значит, и крест, на котором распяли Иисуса Христа, есть идол".
На самом деле это не так. Важно не то, что какие-то предметы сделаны людьми, а то, в честь Кого (кого) они сделаны и Кому (кому) именно люди кланяются перед ними как Богу или богам. Для Божьих людей – а такими являются истинные православные христиане – идолы – это те предметы, вещи, изделия и творения вообще, за которыми вместо Бога Творца стоят падшие духи-демоны. Поклонение бездушным идолам есть не только большое обольщение и безумие, но вместе с тем и поклонение бесам. Если же за изделиями или творениями стоит Сам Господь Бог или какая-то Им установленная святыня, то поклонение им или этой святыне относится к поклонению истинному Богу, а не бесам или прочим тварям.
То, что некоторые вещества и материальные вещи могут быть великой святыней и даже служить для посвящения избранных Богом людей во священники Ему, хорошо показывают слова Господа, сказанные Моисею на горе Синай:
Исх.30:
"22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят,
24 касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;
25 и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
26 и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения,
27 и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,
28 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
29 и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
30 помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.
31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно – святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
34 И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
35 и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
36 и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
37 курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
38 кто сделает подобное, чтобы курить им, [душа та] истребится из народа своего".
Материальный Ковчег Откровения являлся великой святыней Ветхого Завета. Вещественный Жертвенник Скинии (позже – Храма) тоже являлся великой святыней, освящавшей все, что на него возлагалось или прикасалось к нему. Но сам Ковчег, Жертвенник, а также люди, избранные Богом во священники, освящались помазанием вещественного миро, составленным по указанию Самого Бога. Такой же святыней являлся воскурительный состав фимиама, который воскурялся только истинному Богу. При таком обилии веществ и предметов в Скинии (Храме) и в Алтаре (Святое Святых), которые являлись орудиями поклонения, служения, освящения и жертвоприношения, никому в голову не приходило назвать их идолами по той причине, что они материальны и искусно сделаны людьми. Важно то, что они сделаны по указанию и откровению Бога, для Него и в честь Него, и освящены указанным Им способом.
Почему же, когда мы от ветхозаветной Скинии переходим в более высокое и святое служение в Церкви Христовой, то вещества и предметы, установленные Богом для новозаветного храма и служения, вдруг по чьему-то мнению становятся "идолами"? Тем более, как можно называть идолом величайшую спасительную Святыню Нового Завета – Крест Христов, который есть Жертвенник, на котором Сам Бог и Священник во век по чину Мельхиседекову Иисус Христос Сын Божий принес Себя Самого в Жертву Богу Отцу для искупления и спасения всего рода человеческого? Ведь этот Жертвенник освящен Величайшей Святыней – Кровью Христа, которая есть Кровь Нового Завета! Если ветхозаветный Жертвенник, окропленный кровью животных, был великой святыней, а не идолом, то как может быть идолом тот Жертвенник, который освящен кровью Христа Бога? Но Крест Христов – это не только величайший Жертвенник, но и вновь водруженное Христом Древо Жизни. Он для нас и оружие на дьявола и бесов его! Он красота Церкви и источник всякого освящения.
Крест Христов – это самая великая материальная Святыня, которая когда-либо была сделана руками людей. Бог принял это изделие, и Сам сделал из него великую Святыню, Жертвенник и Орудие нашего спасения! Потому-то мы так благоговейно поклоняемся Кресту Христову, чтим его, лобызаем его и не расстаемся с ним всю свою жизнь, и даже после смерти своей. В Распятии Крест и Христос Бог слились для нас воедино. Вот почему мы не можем помыслить Христа без Его Креста, а крест Его без Христа! Нося при себе крест или знаменуя (осеняя) на себе изображение Креста, мы, вместе с тем, призываем и Христа. Сила Креста есть сила Христа, победившего смерть, ад, грех, сатану и бесов его! Мы не хотим расстаться с этой силой ни на миг! Вот почему с купели нашего рождения свыше – купели святого крещения – мы надеваем на себя изображение Честного и Животворящего Креста и не расстаемся с ним всю свою жизнь. По смерти нам в руки вкладывают еще один крест, а на могиле со стороны ног погребенного воина Христова водружают еще один крест, чтобы он, по его воскресении Христом, увидел бы в первую очередь именно Крест Христов и ободрился бы великой надеждой.
Крест будет тем великим знамением на небе перед вторым пришествием Христа как славного Царя и Судии, о котором говорил в Евангелии Иисус Христос, и тем Животворящим Древом по обе стороны райской реки, о котором идет речь в книге Откровения Иоанна Богослова.