Вопрос №2928
Согрешила ли я тем, что не подала милостыню алкоголику, но стала наставлять и поучать его?
Екатерина Седова
, Саранск, Россия
29/07/2008
Здравствуйте, дорогой отец Олег!
Низкий Вам поклон за все то, что Вы делаете для нас, грешных.
Меня интересует много вопросов, но вот один из них.
Направьте меня, грешную, на истинный путь. Однажды ко мне на улице подошел молодой человек, по которому можно было заметить, что он болен алкоголизмом, и попросил меня подать ему денег. При этом он неправильно крестился. Но я мало того, что не подала ему милостыню, еще к тому же посоветовала ему впредь больше не креститься кое-как и не оскорблять креста, а исправиться, бросить пить и пойти работать. Скажите, отец Олег, согрешила ли я этим? Ведь я простая грешница, имею ли я право на то, чтобы наставлять и поучать других людей? Ведь я же не лучше, и кто знает, в какой грех я сама завтра впаду?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Екатерина.
Если очевидно, что человек просит денег на злое употребление, то мы не должны подавать их ему, чтобы не стать соучастником в его злых делах. Наркотики, водка, табак, азартные игры на деньги относятся к той категории дел, в которых мы не должны иметь никакого участия. Не подав человеку, ищущему денег на подобные страсти, мы не остановим его злого увлечения, но сохраним сами себя от соучастия в чужих грехах и делании зла. Страсти лукавы, и люди, одержимые ими, бывают часто очень находчивыми и изобретательными. Для добычи легких денег несчастные жертвы бесов и страстей идут на актерство и притворство. Они притворяются то страждущими, больными или нуждающимися, то выдают себя за верующих и богомольных. Спекулируя чувствами верующих прохожих, они употребляют для привлечения их внимания и денег и имя Христа, и крестное знамение, и "спасикательное" смиреннословие. Мы должны в глубине души жалеть этих несчастных и опустившихся людей, но не идти у них на поводу и не покупаться на их актерство. Если нас разведут и обманут, и мы подадим, думая, что действительно подали нуждающемуся и верующему человеку, то Бог не взыщет с нас за это.
Итак, отказав искателю денег на выпивку, ты поступила правильно. Другое дело, как ты оформила этот отказ. В подобных кратковременных общениях можно получить пользу для себя или предоставить ее другой стороне. Если ты, храня свою душу, не получишь раны или какого-то вреда, то уже получишь от этого пользу. Если ты потратишь возможность получить пользу на другого человека, то не знаешь, как он этим воспользуется. Чтобы не смущаться, ожидай того, что чаще всего твои благие предложения и слова будут отвергнуты. Но прежде, чем потратить их, хорошо подумай, взвесь и попроси вразумления от Бога. Чаще всего лучше промолчать и помолиться о подобном просителе, чтобы не впасть в осуждение его или неприязнь к нему. Но бывают случаи, когда должно сказать нечто. Но говорить должно лишь тогда, когда подвигает на это Бог. Тогда будет сила твоих слов и польза от них слушающим их.
Если в подобном случае не знаешь, как отнестись к личности просящего денег, то представь себе, что в его лице просит твой родной брат (не важно, есть он у тебя или нет). Ведь брату ты и денег бы на водку не дала, но и отнеслась бы с любовью и снисхождением. Вряд ли бы ты выговаривала ему горделивые нравоучения и поучала бы жизни.
В отношении сравнивания себя с другими лицами замечу тебе, лучше не делать этого. Ты знаешь, что должна почитать себя хуже всех, но на деле этого нет. Сравнивая себя с человеком, находящимся в заведомо худшем положении, ты ставишь свою душу в опасное положение. Зачем тебе это?