Вопрос №293
Еще раз про Афон
Юлия
21/05/2002
Глубокоуважаемый батюшка,
Еще раз простите, что возвращаюсь к тому же вопросу (№283). Помогите понять!
Вот цитата:
Посетивший Афон в середине прошлого века русский инок Парфений рассказывает: однажды жизнь на Св. Горе стала столь трудной, что иноки в отчаянии разбрелись по разным местам. И было им откровение от Матери Божией: «Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Св. Горе во Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келиях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает»
Вы утверждаете, что на Афоне отступление, хотя и допускаете, что там могут быть некоторые спасающиеся.
Вопрос такой, милосердный батюшка. Если на Афоне нет благодати из-за отступления, как те спасающиеся исповедуются и причащаются? Допустим, причащаются они чудным образом из рук Ангела. Но ведь у них у всех есть духовные отцы, а у тех в свою очередь свои духовники. Как действует тайна исповеди, если Вы говорите, что там нет благодати?
И вообще, получается из Ваших слов (ради Господа, простите, если неверно интерпретирую) что Иверский образ Пресвятой Богородицы показывает только, пришел ли в мир Антихрист или нет, но не обязательно свидетельствует, сохраняет ли Пречистая Дева свой покров над Афоном или нет. Но если там отступление и нет благодати Духа Святого, будет ли Богородица продолжать простирать Свою защиту над иноками? Что тогда означает фраза "ничего не бойтесь"?
Другими словами, если на Афоне мерзость запустения, зачем этот чудный образ остается там? Только показать пришествие Антихриста? Разве не достаточно других признаков его пришествия? Или это для монахов, которые только таким образом могут узнать о воцарении Антихриста?
Ответ отца Олега Моленко:
Из Св.Писания мы знаем, что Господь Бог обещал людям в лице Авраама сохранить город ради 10 праведников! Афон - это монашеский город, и вот пока там будет хотя бы 10 праведных монахов - он будет сохранен и Лик Госпожи нашей Богородицы может стоять в Иверском монастыре (хотя, как говорят афонские монахи, уже было дважды, что образ Иверский сдвигался с места на несколько метров, и утром его водворяли на место).
На сегодня на Афоне есть один греческий старокалендарный монастырь Евсфигменский, монахи которого не поминают константинопольского патриарха-отступника. А это куда больше 10 человек! Хотя этот монастырь сейчас очень притесняют. Есть также еще отдельно живущие отшельники и неизвестные миру святые старцы. Вот ради них и ради приходящих паломников (например, в прошлом 2001 г. я был с двумя братьями во Христе) и сохраняется дивный образ. Могу отметить во славу Царицы Небесной, что я подобного образа никогда не встречал в своей жизни! В день Покрова Матери Божией я с двумя прихожанами совершил пеший переход из Русского Пантелеимоновского монастыря в Иверский монастырь и обратно, а это было более 50 км горной местности из одного края Афона на другой! Помолившись у этой несказанно дивной Иконы, я в завершение попросил Царицу Небесную сохранить всем нам наши ноги от повреждения. Вернулись мы к вечеру с совершенно уставшими ногами, но ни у одного из нас не было ни малейшего повреждения на ногах. Я еле дошел до умывальника и думал, что утром не смогу ходить. Утром же обнаружил, как и мои друзья, что ноги свежие - хоть опять иди. Интересно отметить, что мы чувствовали благодать от Иконы, только приложившись или прижавшись к стеклу Киота. Мой помощник р.Б. Михаил, прижавшись ко стеклу и молясь, услышал тонкий глас от Иконы повторившийся дважды: "Слушайся во всем о.Олега и спасешься".
Слова "ничего не бойтесь, а живите в своих келиях" следует относить ко внешнему пребыванию на Афоне, что подчеркивает речь о келиях! Эти слова не относятся к духовному отступлению, в которое можно впасть оставаясь в келии, монастыре и на Афоне.
Вот как писал об этом преп.Нил Мироточивый Афонский (16 век):
"Афон будет биться страшным шумом, будет исходить тонкий глас; когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы, то будет знамение страшное и трепетное. Знамение будет такое: все церкви будут наклонены ради удаления Спасения, как проводы Спасению и поклон. Ради этого, говорю вам, нечувствие (т.е. камни) будет ощущать, а чувство (т.е. монахи-отступники) будет помрачено, и не будет сознавать, что удаляется Спасение".
Под Спасением здесь должно разуметь не благодать вообще, которую многие насельники Афона уже лишились своим отступлением, а саму возможность обратиться, покаяться и спастись! Сейчас такая возможность присутствует даже для отступников. И ради этого Икона стоит на своем месте.
Насчет исповеди и причастия, то у Бога есть много возможностей. На Афоне есть священники, стоящие в истине и благодати. Есть неизвестные миру святые в священном сане. Возможны в особых случаях посещения для исповеди Иоанна Богослова и других иерархов с Неба. Достойных монахов, когда они не имеют священников или возможности причаститься, перед смертью причащает преп. Онуфрий Великий, а мирян св. великомуч. Варвара. Причащать могут и святые Ангелы, как мы это видим в житиях святых и патериках. Главное - пребывать в истинном покаянии и молитве, все остальное смиренно доверив Богу, и Он милосердный попечется о необходимом для нас.
Один преподобный, за неимением священника и человека вообще, исповедывался Богу, призвав во свидетели дерево, и Бог принял его исповедь!
Если по воле (попущению) Божией нет возможности нормально участвовать в таинстве исповеди, то Бог и не взыщет за это. Искреннее поболение о грехах своих, ненависть к ним, желание больше не грешить, сильное покаянное чувство, сокрушение сердца и блаженный плач, при терпении скорбей и искушений за делание покаяния и за верность Господу вполне заменяют плоды таинства Исповеди, а вот без них само таинство не может состояться.