Вопрос №2942
Про два чина совершения таинства брака и про обычай подстилать полотенце под ноги брачующихся
Таня
, саров, россия
16/08/2008
Здравствуйте.
На венчание моя свекровь купила нам 2 разных маленьких полотенца (на которые мы с мужем должны были встать), а не одно большое, как было нужно. Сначала батюшка отказывался нас венчать, но смирившись, велел положить одно полотенце на другое и обвенчал нас.
Скажите, можно ли было так поступать и на что это могло повлиять? Или какие последствия это может понести за собой?
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
В Церкви Христовой установлено одно из семи таинств – таинство брака. Именно так именуется церковное оформление супружеских отношений. Как церковное действие таинство брака именуется браковенчанием. В простонародье говорят еще проще: венчание, хотя это не точно, ибо венчание это только одно из нескольких действий в последовании совершения таинства брака, состоящее в возложении венцов (корон) на брачующихся.
Таинство брака имеет свое чинопоследование, состоящее из ряда молитв и действий. В наше время брачующимся лицам хорошо бы наперед ознакомиться с содержанием этого чинопоследования, чтобы совершителем таинства не было сделано какого-либо упущения (а ныне имеется много любителей сокращать церковные требы).
В Церкви Христовой существуют два чина совершения таинства брака:
1) "Последование" великого "венчания"
и
2) "Последование о двоебрачных".
Первое чинопоследование совершается тогда, когда оба или одно из брачующихся лиц вступают в брак в первый раз. Отсюда понятно, что при вступлении в брак вдовца с девицею или вдовы с холостым, совершается последование венчания первобрачных. Тот же самый чин совершается в том случае, когда, например, известно, что вступающие в брак находились между собою или с другими лицами в незаконной связи. Последование о второбрачных совершается только в том случае, когда оба брачующихся вступают в повторный брак, т.е. венчается вдовец со вдовою (безразлично – после 1-го или 2-го брака). Обручение и венчание вступающих во второй и третий брак совершается так же, как и первобрачных. Но само "Последование о второбрачных" излагается короче, чем последование первого брака; молитвословия, в которых выражаются благожелания и прошения Церкви, менее обширны, нежели молитвословия о первобрачных; наконец, в молитвах о второбрачных испрашивается у Бога снисхождение к душевным и телесным немощам брачующихся, потребовавшим повторения брака, и все "Последование о второбрачных", сравнительно с чином венчания первого брака, менее торжественно и радостно, потому что оно проникнуто вместе с тем духом покаяния.
В самом тексте чинопоследования брака нет никаких указаний насчет подстилания чего-то под ноги брачующихся. Однако в требнике митрополита Петра Могилы сказано: "Посреде церкве поставится столец, на сие приуготовленный, пред столцем же сим постилается на земли ковр или иное ткательство ново же и чисто, на нем же стоять имуть новобрачнии... Пришедшим же новобрачным пред уготвленный посреде церкве столец, станета оба на ковре. Жених убо от десныя, невеста же ошую ее страны, зряща к востоку". Впоследствии в Российской поместной церкви установился обычай подстилать перед аналоем подножие из розовой материи, на которое и вступают жених и невеста, при пении "Слава Тебе Боже".
Как видим, обычай подстилать ткань под ноги брачующихся – это именно местный обычай, принятый поместной Российской церковью, но не непременное требование таинства брака или церковного Устава. Например, в Греческой церкви никто специально новой ткани брачующимся не подстилает, но пользуются употребляемыми в данном храме коврами или дорожками, а то и вовсе ничего не подстилают. Обычай подстилать новую ткань (ковер) под ноги новобрачных установлен для торжественности и обозначения место жениха и невесты, но он не имеет никакого духовного или сакрального смысла. По этой причине он, как, скажем, и наличие свежих цветов, хотя одобряется в церкви, но вовсе не является обязательным. Тем более нельзя ставить его отсутствие препятствием для совершения таинства брака. В Малороссии утвердился местный обычай – подстилать новобрачующимся под ноги новое вышитое и непользованное еще полотенце (рушник) вместо ковра или розовой ткани. В подобной замене нет ничего предосудительного. Видно, малороссиянам было удобнее подстилать имеющиеся у них во множестве рушники, чем ковры или розовые покрывала. В любом случае отсутствие или изобилие рушников, ковров и тканей не может служить препятствием к совершению таинства брака.
Никаких последствий за употребление двух полотенец или не употребления ни одного во время совершения таинства брака быть не может.