Вопрос №2979-2
Почему Господь попускает попадать под проклятия от злых людей так, что попавший под проклятие человек страдает или умирает?
Teona Omianidze
, Tbilisi, Gruzia
01/10/2008
Добрый день, отец Олег.
Я знаю, что пути Господни неисповедимы. Но в жизни бывает всякое. Бывает и такое зло, что какой-то человек из злобы или зависти проклинает другого человека, который невиновен пред Богом и людьми. Тем не менее это проклятье начинает работать и невинный человек страдает или умирает. Для чего Господь попускает такому быть?
С уважением, Теона.
Ответ отца Олега Моленко:
Мир тебе, Теона.
Священное Писание учит нас такому отношению к проклятию: Притч.26,2: "Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется".
Есть в Писание такое: Притч.3,33: "Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет".
Но есть еще и такое: Притч.27,27: "Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий".
И еще такое: Притч.29,24: "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том".
И такое: Притч.30. 10: "Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым".
И это лишь некоторые причины, по которым проклятие, полученное от даже злого человека, может стать заслуженным и работающим. На самом деле таких причин намного больше. Вот почему, если даже бывает, что некоторый человек благочестив и не знает за собой вины пред Богом и людьми (а такого человека найти очень трудно), то он может дать место в себе чьему-нибудь проклятию, поделившись, например с вором, или не подав милостыни нуждающемуся человеку, или не расплатившись в полной мере с нанятым работником, или злословя раба перед господином его, подчиненного перед начальником его, солдата перед командиром его и т.д.
Насчет попущения Божия злу, бывающему у нас, нам должно смиренномудрствовать. Сегодня, в земной жизни, мы не можем понять и уразуметь того, что делает или попускает Господь Бог. Мы веруем и исповедуем то, что Он все делает на пользу каждому человеку и что у Него нет и быть не может никакой неправды. Установив себя в пределах такого смиренномудрия, мы можем и порассуждать о некоторых попущениях настолько, насколько это будет нам доступно.
В отношении попущении Богом проклятий, порчи или колдовских действий, причиняющих вред людям, можно рассудить следующее. Процесс этот трех- и более сторонний. Страдающий – это всего одна сторона, но в подобном процессе участвуют еще Бог, святые Ангелы, злые бесы, злые или обиженные люди, наведшие проклятье или порчу, жертвы нашего поведения, наши родственники и ближние. Вот почему никакого линейного, а тем более прямолинейного понимания, и решения нет и быть не может.
К злу, злой силе и злому натиску, производимому на какого-то человека, надо относиться точно так же, как к возможному физическому воздействию или воздействию стихий. Например, ты стоишь и видишь, что большое дерево начинает падать прямо на тебя. Дальнейшее зависит от тебя и твоего решения. Если ты отойдешь в сторону, то сохранишь свою жизнь и здоровье. Если останешься стоять на месте, ожидая чуда, то получишь удар падающего дерева со всеми последствиями. При чем же здесь Бог? Да, Он попустил по одному Ему ведомым судьбам упасть этому дереву на тебя, но Он дал тебе заметить это падение и дал время на уход из под удара.
Подобное бывает и с проклятием. Бог попускает тебе попасть под чье-то проклятие и дальше смотрит на твое решение и твои действия. В лучшем случае ты посрамишь проклявшего тебя человека тем, что его проклятие на тебе, как незаслуженное, не сбудется, а то и вернется на его голову. Если же ты дала в себе место ему каким-либо опрометчивым поступком, грехом или чем-то еще, то постарайся покаянием и исправлением отскочить в сторону от падающего на тебя духовного удара или направленной против тебя силы проклятия или порчи.