Вопрос №2987
Об истинном и ложном экзорцизме
Об истинных и ложных чудесах
Михаил
, Нижний Новгород, Россия
10/10/2008
Здравствуйте, уважаемый отец Олег.
Я нуждаюсь в Вашем совете. В наше страшное время трудно найти истинного служителя церкви. Хочется видеть священника воочию и посещать храм, а не сайт
и исповедоваться не в письмах, а устами. Это важно для меня, хотя понимаю, что мы должны использовать все средства и возможности для исповеди.
Я никогда не бывал в храме, да и куда идти, когда кругом обман и погибель.
Я бы хотел быть непосредственно рядом с Вами, но не вижу путей к реализации этого.
Я старался искать других служителей, более доступных и близких территориально и разглядел только двоих, но могу ошибаться в оценке их благодатности
Я нашел небольшую информацию о них
1. Архимандрит Герман, есть видео с проповедью http://www.bogistina.info/m/exorcism/otchitka.avi
2. Отец Владимир (второе видео сверху) http://gressus.livejournal.com/254211.html
Оба в СМИ описаны как экзорцисты. Но странно то, что я в вижу в них благодатность, как и в Вас!
Образумьте меня, помогите мне разобраться или подскажите, как мне быть в своем желании.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Михаил.
Ты поднял очень важный вопрос о современном экзорцизме, который я раскрою в нижеследующем изложении по теме: об истинных и ложных чудесах в общем, и об истинном и ложном экзорцизме, в частности.
Сначала отвечу тебе на твою ностальгию по очному руководству и храму и на твое уловление на "эффект" эМПешного экзорцизма. Если хочется чего-то не по Божьей воле, а по своей – то это самообман, ошибка, наваждение! Бог руководит нашей жизнью. Если мы Ему благоповинуемся во всем, то это руководство идет для нас гладко и полезно. При этом скорби попускаются точной мерой и лишь для помощи в покаянии и для преуспеяния в духовной жизни. Бог Сам нас приближает к Себе нашим покаянием! Если же мы не повинуемся или повинуемся, но по-своему, коряво и неуклюже, то руководство от Бога бывает для нас шероховатым и малополезным, а скорби попускаются прежде всего для выправления и смирения нас.
Ты хочешь того, что уже было на Руси, что не ценилось большинством и не сохранилось. Бог отнял у неценящих Его дары людей благодатных и опытных руководителей. Об этом предупреждали и свидетельствовали последние святые земли Российской. В наше страшное отступническое время Бог оставил людям таких руководителей и пастырей, которые в лучшем случае имеют лишь видимость старцев. По качеству же они – водимые плотским мудрованием, высокоумием и неопытностью прелестники. Они предлагают лишь душевное руководство, которое держит в прелести как самих руководителей, так и руководимых ими людей. Сегодня практически невозможно найти богоугодного, благодатного и опытного руководителя. Это в полной мере относится и к упомянутым тобой "отцам" – Герману и Владимиру. Жаль, что ты увидел в них благодатность, да еще такую же, как и во мне! Понятно, что твоя неопытность, неразличение духов и жажда, направленная на высохшие или ядовитые источники, привели тебя к такому печальному результату. Особенно же тебя искусило и подкупило то, что указанные тобой лица занимаются экзорцизмом, который зафиксирован на видеоряд, что производит на смотрящих сильное впечатление. Вот почему есть нужда сказать довольно о современном экзорцизме, а так же о прочих современных "чудесах", которыми бесы и отступники обольщают многих людей.
Прежде всего отмечу тебе, что в том же видеонаборе, где находится фильм о "заклинаниях" "отца" Владимира, имеется еще с два десятка видеофильмов об экзорцизме нашего времени. Понятно, что ты, как исповедующий православную веру, выбирал только те фильмы, в которых изгнанием бесов занимались люди исповедующие (пусть даже формально) православную веру. Я же потратил время на просмотр не только "экзорцизма" "отца" Владимира, но и католического ксёндза, протестантского пастора, а также нескольких лиц, исповедующих ислам! Как бы это ни казалось странным или невероятным, но самым эффектным для зрителя получился заснятый случай изгнания беса одним муллой из молодого человека. Этот случай выглядит намного "чудеснее", чем случаи, имевшие место у православно верующих заклинателей (а именно – "отца" Владимира), ибо мулла не пользовался ни крестом, ни именем Иисуса Христа, но лишь брызгал одержимого человека святой водой (так и было написано в сопровождающем тексте: holy water, причем брызгал мулла этой водой из распылителя, который используется при глажке белья) да протяжно прочитывал избранные суры из Корана. Результат данного экзорцизма четко зафиксирован, и был он однозначный – бес вышел из данного одержимого им человека. Подобный результат наблюдался и у католического, и у протестантского экзорциста. Более того, там был фильм об изгнании беса индуистами, но я не стал его смотреть.
После просмотра подобных видеофильмов о современном экзорцизме встает ряд серьезных вопросов. Ответы на эти вопросы приводят нас к определенным выводам по отношению к экзорцизму и прочим "чудесам" нашего времени. Прежде, чем поставить эти вопросы и дать на них точные и богоугодные ответы, я замечу тебе следующее: если с твоим подходом и твоей логикой подходить к оценке сцен экзорцизма, то тебе следовало бы принять Ислам, как имеющий преимущество в экзорцизме. Как видишь, твоя логика ошибочна и твой подход неверен. Твоя ошибка состоит в том, что ты сам акт экзорцизма (т.е. изгнания беса или бесов из одержимого ими человека) однозначно оцениваешь как действие Божьей благодати. На самом деле это не так. Для того-то я сослался на прочие видеосюжеты со сценами экзорцизма, чтобы показать тебе и доказать ту истину, что экзорцизм может быть безблагодатным и может проводиться у еретиков и прочих заблудших в вере людей.
Итак, если экзорцизм муллы или ксендза не может быть следствием действия благодати Божией, то и экзорцизм эмпешных "отцов" Германа, Владимира и прочих "отцов" отступнического православия тоже не может быть следствием благодати Божьей. Вот почему, видя своими глазами изгнание этими "отцами" бесов из людей, ты не можешь утверждать об их благодатности.
Какие же вопросы встают в связи с фактами экзорцизма у лиц, принадлежащих к различным религиозным группам? Такие:
- Возможно ли изгонять бесов без Божьей благодати и помощи?
- Если да, то какой силой или какими средствами осуществляется подобное изгнание бесов?
- Может ли изгнание бесов каким-то человеком служить признаком наличия у него Божьей благодати, силы и власти, а также его стояния в истине?
- Может ли изгнание бесов каким-либо человеком служить признаком отсутствия у него Божьей благодати?
Прежде всего посмотрим на те места в священном Писании, в которых речь идет об изгнании бесов, бесоодержимости и т.п., с моими комментариями.
Мф.4,24: "И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их".
В этом стихе слово Божье ставит бесноватых людей (т.е. людей, в которых вошли и живут бесы) в один ряд с больными, припадочными и лунатиками. Таким образом Господь Бог открывает нам важную истину, что беснование есть тяжкий духовный недуг, а все болезни вообще происходят у нас по причине грехопадения, греха и бесовских на нас воздействий. Понятно, что прямым смыслом данного стиха нам сообщается, что Господь Бог по своему милосердию и Личному присутствию среди людей устранял страшные последствия нашего грехопадения и предательства Бога и Творца своего. Он исцелял все разнообразные недуги, болезни, немощи, припадки и беснования у конкретных людей, с которыми Ему приходилось встречаться. Этим Он не только явил Свое милостивое отношение к падшим людям, но и то, что Он пришел разрушить дела диавола! Эти дела Он начал разрушать с разрушения злых плодов и дурных последствий живущего в людях греха и владычествующего над ними посредством этого сатаны. Устраняя эти злые плоды, среди которых одержимость бесами была самым страшным и явно видимым, Господь показывал Свое намерение – вырвать из человеческих сердец и всего человеческого естества грех с корнем и, вместе с этим вырыванием, освободить людей от власти диавола и бесов его. Еще Господь показал нам, что источником всякого исцеления и избавления от власти сатаны и бесов его является Он Сам, Его непобедимая сила и власть, которые Он может даровать избранным Им людям.
Мф.7:
"15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие".
Очень важная уравновешивающая истина! После откровения Своей воли по отношению к беснованию и прочим болезням в людях Господь сразу предупреждает нас, что на этом Его волеизъявлении начнут паразитировать и бесы, и лукавые люди. Итак мы предупреждены Богом, что появятся люди (лжепророки, лжеэкзорцисты, лжеисцелители, лжечудотворцы), которые, оставаясь плотскими и душевными (а значит, бесовскими), будут под прикрытием веры использовать имя Божье для пророчествования, изгнания бесов, исцелений и чудотворений. И такие люди появились и появлялись во все времена бытия Церкви Христовой. Но Господь не только предупредил нас о хищных волках, приходящих в овечьих шкурах, но и показал нам то, как их отличать от истинных Божьих пророков, экзорцистов, целителей и чудотворцев. Это различие состоит из трех частей:
1) Истинные исполняют в своей жизни волю Бога Отца, единую с волей Бога Сына и Бога Духа Святого. Неистинные творят свою волю и волю своего отца сатаны.
2) Бог знает лично Своих истинных служителей. Они познакомились, примирились и содружились со своим Богом в деятельном покаянии: в очищении помыслов, в непрестанной молитве с призыванием имени Бога и в терпении находящих за два первых делания скорбей, искушений и напастей. Бог испытывал их, исцелял, укреплял, очищал, освящал, помогал им, учил их, наставлял их на брань, являлся им, говорил с ними, принимал их молитвы, плач, слезы и прошения. Они тоже познали Бога своего как своего личного Спасителя, Искупителя, Благодетеля, Кормильца, Учителя, Помощника, Врача, Судью, Первосвященника, Царя, Главу Церкви, жизни Подателя, как Путь к Нему же, как Истину, как Живую всесовершенную Личность, как Отца и Друга! Лживых же и лицемерных святош, книжников, лжепророков и лжечудотворцев Бог никогда не знал лично! Он как Всеведущий все знает о них, но никогда не знал их самих. Они никогда не молились именно Ему. Если они и произносили свои молитвы или имена Божьи, но не Богу, Которого они никогда не видели и не слыхали. Он не приходил к ним, не принимал их молитв (которые были им лишь в грех), не отвечал на их молитвы, не исполнял их прошений, отвращался их лживых слез, гнушался их постами, милостынями, праздниками и прочим из сатанинского арсенала их притворства.
3) Истинные всегда исполняли закон Божий, нося в Себе самих Законодателя Бога. Лживые же делали беззаконие. Конечно они грешили и даже утопали в греходелании, но при этом еще и беззаконничали, попирая Божий Закон, Божьи заповеди и Его духовные законы. Бог есть Бог порядка, Закона и определенной Им гармонии тварного мира. Они же, не зная Его, отверглись и Его законов, о которых и знать не хотели. Вместо Его законов они придумали свои, которые потакали живущему в них греху. Они придумали свои заповеди для поклонения своему идолу, которого они лукаво выдают за нашего Господа Бога. Этим они порвали Новый Завет с Богом, лишившись Его спасения и осквернив кровь Нового Завета. Вот почему они не только лжецы, но и хулители! не только хулители, но и идолопоклонники! не только идолопоклонники, но и богоборцы! не только богоборцы, но и враги Бога нашего! не только враги Бога, но и повинные Его святой крови и святой плоти! К этому они добавляют хуления на истинных Божьих служителей! Люто ненавидя их за само обличающее их существование, они пытаются убить их и становятся повинны в их крови! Вот о каком беззаконии идет речь. Достаточно одного нарушения Божественного Закона со стороны такого лицемерящего "чудотворца" или самодовольного "праведника", чтобы раскусить их притворство и снять личину благочестия с их изуродованных грехом и бесами лиц и душ. Беззаконий много и я приведу лишь два примера. Первый касается проклятого в Писании хамства. Если какой-либо человек насмехается над своим отцом (Отцом Небесным, отцом, родившим его в веру, отцом духовным, крестным отцом, отцом, родившим его по плоти или человеком, исполнявшим для него функции отца) и наедине или публично поносит его и злословит, то он есть беззаконник-хам, проклят и отвержен от Бога. Все, что он ни делает, не есть от Бога и не богоугодно, ибо он осквернен мерзким пред Богом хамством. Хамство есть тяжкий грех и беззаконие. Беззаконие оно потому, что нарушает и неписаный универсальный Божий закон, и писанный Божий закон. Неписаный закон – это закон об установленном Богом порядке, иерархии в тварном мире, в Церкви, в семье и иерархических ценностях. Хам попирает Божий порядок и ниспровергает божественную иерархию. Сатана был хамом среди Ангелов. Хамство открыло дорогу бунту, непокорству, революциям, предательству Бога, восстанию на Бога, на царя и прочему подобному злу. Вот почему, если вы когда-нибудь встретите человека, выдающего себя за "верующего", "праведника", "святого"", "правдолюбца", "правдоискателя" и "правдодобывателя", и увидите, что он поносит своего духовного отца, крестного отца или отца по плоти, то знайте, что вы встретили проклятого хама и безбожного беззаконника.
Бегите от него, как от сатаны, как от самой ядовитой змеи и самого лютого зверя! Не надо вникать в суть поношений, ибо довлеет вам того, что он хам в действии! Не приобщайтесь его хамству, не попадите под его проклятие и не губите с ним свою душу. Писанный закон такой: Исх.20,12: "Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". А вот вторая половина этого закона, защищающая отцовство: Втор.27,16: "Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь". А вот и наказание за попрание этого закона: Исх.21,17: "Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти".
Еще один пример из церковного беззакония. Если восхотел некто из охамевших чад вознести обвинение на отца своего духовного и священника, но вместо того, чтобы поступить по церковному закону, повелевающему приносить вину на священника (но не отца духовного) от двух или трех вероятия достойных верных, которые сами видели то, в чем обвиняют, а также при наличии неоспоримых доказательствах выносят это обвинение на суд епископов и ждут их решения, вдруг выставил это обвинение на публику – то он беззаконник. А если при этом он еще не был сам свидетелем того, в чем он обвиняет священника, то он беззаконник в квадрате! А если при этом, он еще самочинно ушел из Церкви по причине принятого им от других лиц никем не доказанного обвинения до суда и решения епископов, то он безумец и беззаконник в кубе!
Мф.8:
"16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни".
В этом стихе евангелист Матфей справедливо ссылается на пророчество Исайи о том, что пришедший с неба Христос возьмет на себя немощи и болезни человеческого рода. Среди этих немощей и болезней одно из первых мест занимает беснование. Мы видим, что в маленькой Палестине и у малочисленного народа было много бесноватых. Мы видим также, что Господь изгонял духов злобы из людей словом. Но эти Его деяния по изгнанию бесов из людей подводятся под пророчество Исайи, в котором они в общей форме названы нашими немощами и болезнями.
Мф.8:
"28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их".
В этом отрывке речь идет о редком случае тяжкой одержимости, когда в каждого из двух бесноватых людей вошло много бесов. От этого вселения духов злобы несчастные сделались весьма свирепыми, жили в гробах (каменных пещерах для погребения умерших) и накидывались на любых проходивших рядом с ними путников. От этих нападений люди совсем перестали посещать это место, обходя его стороной. Итак бесов в каждом бесноватом было много, и жили они в них много лет. Пожалуй, это самый тяжелый случай для изгнания злых духов, с которым только может столкнуться человек, занимающийся о Господе их изгнанием у людей. Мы видим, что, увидав Христа, бесноватые закричали:
"что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас". Поскольку у одержимых бесами людей их воля и все естество полностью подчинены сидящим в них бесам, то все слова и действия через них осуществляют эти лукавые духи. Выходит, что бесы не только узнают Христа Бога, вынуждено считаясь с Его силой и властью, но могут произносить Его имя! Вот почему мы не должны спешить верить какому-либо явлению, если даже в нем было произнесено имя Иисуса Христа и Он исповедывался бы Сыном Божьим и грядущим судить грешников Судией. Бесы верят в бытие Бога и даже трепещут пред Ним: Иак.2,19: "и бесы веруют, и трепещут", но продолжают противиться Ему. Знают они и о ждущем их вечном мучении, но упорствуют в своем богопротивленчестве. Как же тогда понимать слова: 1 Ин.4: "2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире"? Ведь кажется, что они противоречат приведенным выше из Евангелия от Матфея словам. Отличие заключается в важных словах "пришедшего во плоти"! Бесы просто исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и своим мучителем, а духи от Бога исповедуют Иисуса Христа пришедшим во плоти нас ради и нашего ради спасения. Бесы могут произнести нестерпимое для них имя Иисуса Христа, но не могут призвать его во истине, не могут призвать его с целью покаяния, не могут прославить это имя и Самого Христа Бога!
Мф.9:
"32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского".
Мы видим, что Господь наш Иисус Христос изгнал "немого" беса, т.е. такого беса, который по вселению в человека делает его немым (и глухим). Это очень тяжелый случай для изгнания. Народ, видевший данное чудо, засвидетельствовал, что никогда такого явления не было во Израиле. В ответ на это явное чудо злым и лукавым фарисеям ничего не оставалось, как попытаться выгодно для себя объяснить данное чудо. Для этого они не придумали ничего лучшего, как объявить вслух всем, что якобы Иисус из Назарета изгоняет бесов силою князя бесовского. Таким образом они этой ложью не только "объясняли" всем небывалое чудо, но и сеяли соблазн на Христа Бога нашего, выдавая Его за сильного колдуна и служителя бесов.
Мф.10:
"1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте".
Это место Евангелия доносит до нас важные истины Нового Завета и установления для Церкви Христовой. Мы видим, что Господь призвал 12 учеников Своих в качестве первоапостолов. Этим Он не только сотворил из них 12 судей над 12-ю коленами Израилевыми, но и разделил Одну Свою Церковь на поместные церкви, основанные и управляемые Его 12-тью Апостолами и Первоверховным Апостолом Павлом (Иуда Искариотский после его предательства и самоудушения был заменен на праведного Матфия) и их преемниками. Все прочие истинные церкви происходят от этих первых апостольских церквей, которых было больше, чем Апостолов (ибо некоторые Апостолы основали 2-3 и более церквей), но все они сводятся к семи первым Церквям, как к символу церковной полноты. Иуда Искариотский сразу при перечислении 12 Апостолов называется предателем Иисуса Христа. Проповедь покаяния по повелению Господа начинается с погибших овец дома Израилева. Вначале они по правде Божией и милости Его являются преимущественной (это выражается словом "наипаче", т.е. более всего) целью этой проповеди. В наше время погибшими овцами являются православно верующие люди из всех отступнических церковных организаций. Но ими проповедь покаяния не ограничивается. После проповеди Своим, Господь направляет Своих Апостолов (число Апостолов: 12+70+1) для научения всех прочих народов и для собрания в небесную житницу
откликающихся на зов Божий людей из этих народов. Первая всемирная проповедь Евангелия и покаяния имела своей сутью объявление о приближении Царствия Небесного к людям. Это приближение должно понимать в личном плане, т.е. что для каждого принимающего Евангелие и вступающего в Новый Завет с Богом человека Царство Небесное становится отныне (заслугами Иисуса Христа Сына Божьего) достижимой реальностью. Любой человек при сохранении им правой веры, пребывании его до конца своего в Церкви Христа и принесении Богу удовлетворительного покаяния, с компенсирующими его недоделки ходатайством Церкви и молитвами Его святых, по смерти своей входит своей душой в обители Царства Небесного. Во время второй и последней всемирной проповеди Евангелия и покаяния (число новых апостолов: 100+50+3), которую возглавит воскрешенный Богом Иоанн Богослов, суть проповеди помимо важной частности о непринятии зверя, имени зверя, числа зверя и начертания зверя будет состоять в объявлении всем о приближении Царства Божьего для всех людей и духов. Для утвержденных
в небесном гражданстве людей это будет радостной вестью. Для остальных – страшным и мучительным напоминанием об окончательном Страшном Божьем суде. В этих проповедях Апостолам, новым Апостолам и их помощникам даруется от Господа для свидетельства и подтверждения проповеди сила и власть больных исцелять, прокаженных (ныне раковых больных) очищать, мертвых воскрешать, бесов изгонять. Итак, в этом смысле особенное изгнание бесов во время действия проповеди Евангелия и покаяния осуществляется наряду с другими чудесами не только от лица истинной Церкви, но именно от лица Божьих посланников и проповедников, которым Бог и дарует эту силу и власть. Другие источники подлинных исцелений и изгнаний бесов на время проповеди временно приостанавливаются. Делается это с целью привлечения внимания только к всемирной проповеди и к ее проповедникам. Вот почему святоотеческие указания о том, что в последнее время Бог скроет Своих угодников и поведет их путем смиренномудрия, не давая им совершать чудеса и знамения (кому и для кого?) не
приложимы к проповедникам всемирного покаяния и Евангелия. Они и скрытые святые находятся под разным Божьим промыслом, в разных условиях и обстоятельствах, и решают разные задачи.
Мф.11:
"18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее".
Ошибочное определение беснования поврежденными в вере и духовно слепыми и безчувственными людьми. Подобные "верующие" были во все времена. Основой их суждения было их плотское мудрование и формально законническое обоснование своей мнимой праведности и "неправедности" других несогласных с ними или обличающих их людей. Не видя плодов Духа Святого в Божьих людях, они берутся предвзято судить их, произвольно подгоняя их слова и деяния под ложно прилагаемый к ним закон или отеческое предание. С таким подходом они приняли непостижимый для них аскетизм святого пророка и Предтечи Иоанна за беснование.
На практике действительно бывали случаи, когда одержимый бесом (бесами) человек мог по его (их) действию не есть, не пить, не спать, не чувствовать озлобления от холода, огня или боли. Именно эту похожесть обуздывающего плоть аскетизма на беснование и использовали лицемеры против святого Иоанна Крестителя, обличавшего их, как своим огненным словом, так и самим своим присутствием! Подобным образом поступают и современные начитанные по букве и богатые книжным знанием лицемеры в отношении к современным Божьим угодникам и служителям. Встретив благодатного Божьего служителя, который своим богомудрым словом и своим присутствием обличает их духовное уродство и несостоятельность, неофарисеи обрушивают на него поток обвинений в прелести, колдовстве, бесослужении и бесоодержимости, ложно подгоняя при этом места из творений святых отцов, обличающие прелестников и служителей бесов. Отцы писали обличение самой прелести и в отношении прельщенных бесами горе-подвижников в общей форме, с некоторыми примерами (например, обличение
святителем Игнатием Брянчаниновым католического писателя Фомы Кемпийского или современного ему московского "провидца" Иакова Корейши), а эти сожженные в совести своей лицемеры неправомерно, но сознательно лукаво переносят это отеческое обличение на непонятных и неприятных для них благодатных служителей Бога и святых Его угодников, чтобы избежать обличения с их стороны и прекратить их служение и проповедание.
продолжение
Мф.12:
"22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие".
– еще один случай исцеления Господом Иисусом Христом человека от тягчайшей одержимости особого вида. Этого несчастного страдальца вселившийся в него сильный бес сделал слепым и немым. Исцеление его произвело такое сильное впечатление и удивление, что народ стал в виде вопроса называть Иисуса Христом сыном Давидовым. Фарисеям ничего не оставалось делать, как только пытаться объяснить виденное всеми удивительное чудо исцеления от одержимости богохульной клеветой, что Иисус, дескать, изгоняет бесов силой князя бесовского веельзевула, а значит, и является якобы его служителем. Господь опроверг эту вздорную клевету двумя изречениями. В первом Он указал на закон, гласящий, что любое разделение царства ли, города ли, дома ли (т.е. семьи, церкви или любого другого человеческого сообщества или объединения) делает союз неустойчивым, и разделившееся общество непременно самоистребляется и опустевает. Поскольку временное царство сатаны все еще стоит целостным, да еще при помощи жесткой в нем иерархии демонов, то Господь и указал на этот закон. Во втором изречении Он указал на факт изгнания бесов сыновьями Израилевыми (т.е. Его Апостолами), которые были хорошо известны многим во Израиле. Ведь они не могли все изгонять бесов силой веельзевула. Веельзевул, князь бесовский, не может быть одновременно в разных местах и с разными людьми, которые изгоняют бесов.
Мф.12:
"43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого".
– в этом отрывке Господь открывает нам духовный закон о страшных последствиях, бывающих в человеке, после того, как из него изгнали беса, а он не принял должных мер, чтобы закрыть доступ бесам вселением в себя Духа Святого.
По этому закону недостаточно изгнать беса из человека, ибо изгнанный бес, привыкший жить именно в человеке, непременно возвращается к своему бывшему "жилищу". Если он находит его незанятым благодатью, то идет и приглашает в отместку за изгнание еще семь злых духов, злейших себя. Они все вместе поселяются в человеке и ему бывает много хуже, чем это было при одержимости одним бесом. Не надо понимать указанное Господом число семь как точное указание на количество добавляемых бесов. Их может быть и семь, и любое другое число. Семь - это указание на некую полноту, т.е. в человека может войти столько бесов, сколько изгнанный бес сможет уговорить, но не более того, сколько их может вселиться в данного человека. Конечно, все зависит от попущения Божьего. Но если Бог оставит такого человека без Своей помощи и защиты, то в него может вселиться легион демонов. Слово "легион" происходит от названия боевого соединения древней римской армии. В легион входило 14 тысяч солдат и офицеров. Из этого Господнего откровения мы знаем следующее:
- что изгнанный из человека бес не находит себе покоя, ибо привык жить в человеке;
- что от этого он возвращается к тому человеку, в котором ранее жил, и смотрит, есть ли возможность опять в него вселиться;
- такой возможностью для беса является незанятость человека благодатью Духа Святого;
- бес не просто вновь поселяется в человека, но из мести и злобы ищет еще некоторое количество свободных демонов, которых и приводит к несчастному человеку;
- что после вселения большего числа бесов человеку бывает много хуже, чем было по вселении одного.
Эти слова Господа о страшной реальности призывают нас к большой осмотрительности, осторожности и ответственности в деле изгнания бесов из страждущего человека. Не зря же Сам Господь часто при изгнании им беса из человека говорил бесу, чтобы тот никогда не возвращался в этого человека: Мк.9,25: "Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него". Если со стороны экзорциста не будет достигнуто последнее (т.е. гарантия невозвращения беса), то всуе наше занятие экзорцизмом, всуе изгнание беса (бесов) из людей!
Итак, при изгнании бесов из людей важно, чтобы человек, получивший от Бога силу, власть и благословение на это занятие, при всяком изгнании достигал полной гарантии невозвратности изгнанных им бесов, что может быть только при особом Божьем содействии. Именно таким содействием и такой гарантией невозвратности изгнанных из людей (животных, домов) бесов Бог являет Свое благоволение к данному экзорцисту.
Такую гарантию дал Архангел Рафаил Товии, когда посылал его изгнать демона, приседящего при девице и убивавшего всех женихов:
Тов.6:
"16 Ангел сказал ему: разве ты забыл слова, которые заповедал тебе отец твой, чтобы ты взял жену из рода твоего? Послушай же меня, брат: ей следует быть твоею женою, а о демоне не беспокойся; в эту же ночь отдадут тебе ее в жену.
17 Только, когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы и покури;
18 и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда".
Ни у эмпешных "экзорцистов", ни у католических, ни у протестантских, ни у исламских, ни у и прочих подобных безблагодатных "изгонителей" нет и быть не может невозвратности бесов к своим прежним жертвам, ни гарантии такой невозвратности. Если даже кому-то действительно удастся изгнать беса (а изгнание часто бывает не удивительным, если применять нетерпимые для беса Крест, Имя Божье, слова молитв и святыни, ведь Товия, например, изгнал лютого демона чисто техническим средством: воскурением сердца и печени рыбы).
В видеозаписи, приведенной тобой, сами эмпешные прихожанки свидетельствуют о том, что они не в первый раз обращаются за изгнанием из себя бесов, но делают это время от времени. О каком благодатном изгнании тогда может быть речь?
Чаще всего не бывает и самого факта изгнания бесов, но бесы для поддержания доверия к своим ставленникам или служителям разыгрывают для обмана публики спектакль, притворяясь изгнанными. У них для этого есть две возможности: 1) выйти на короткое время из человека и переждать время, пока уйдут свидетели их "изгнания", а затем вновь вернуться в оставленного ими человека; 2) замереть внутри человека и некоторое время не безпокоить его ничем, чтобы и он, и "экзорцист", и свидетели "изгнания" подумали, что оно состоялось. Но даже если бесы действительно вынуждены будут уйти от раздражения их чем-то неприятным, то они непременно вернутся к своим жертвам.
Бывали случаи, когда экзорцист был воистину святой человек и силой Божией реально изгонял демонов, но конкретный бес возвращался в конкретного человека по вине самого человека, который повторением деятельного греха опять привлекает к себе изгнанного беса, давая ему право опять войти в него. Но подобные случаи не имеют никакого отношения к безблагодатным современным "экзорцистам". Однако и те редкие истинные экзорцисты, которые могут ныне милостью Божией встретится нам, должны тщательно исследовать предстоящие случаи и обращающихся к ним одержимых людей для того, чтобы не трудиться всуе. Они должны также научить освобождаемого от бесов человека основам защиты о них и привлечь его к благочестивой церковной жизни и покаянию, ибо только это может служить надежным средством против бесовселения и одержимости.
Мф.15:
"22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час".
Здесь показано, что вера и смирение человека, просящего изгнать беса из близкого и дорогого ему человека, привлекает милость и помощь Божью в освобождении от злого беса или бесов.
Мф.17:
"14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом".
В этом отрывке показано обращение ко Господу человека, скорбящего от страшного вида одержимости своего сына. Этот человек был смирен и благочестив. Он верил в помощь Господа в его тяжелом и скорбном положении, но соблюл субординацию, обратившись за помощью сперва к ученикам Христа. Когда те не смогли изгнать этого беса особого вида, который производил в отроке состояние тяжких страданий, часто бросал его то в огонь, то в воду, отец взыскал самого Господа Иисуса. Скорбящий о сыне отец преклонил колена пред Господом и из этого смиренного положения умолял Его сотворить милость с его сыном. При этом он кратко объяснил Господу подробности беснования своего сына и рассказал о своей безуспешной попытке обращения к его ученикам, т.е. что они не смогли изгнать беса из его сына.
На это Господь ответил очень резкими словами, что бывало очень редко. Почему Господь сказал так резко и жестко? О каком роде неверном и развращенном Он говорил? По логике слова Господа можно отнести либо к Его ученикам, либо к евреям вообще, либо к...
К ученикам они никак не подходят. Господь не приглашал к Себе в ученики неверных и развращенных (кроме Иуды Искариотского). Он учил их, а не еле-еле терпел. К ним не подходит и понятие о роде.
Ко всем евреям это тоже не подходит, ибо Господь пришел прежде всего взыскать погибших овец дома Израилева, а затем призвать язычников, пребывающих во тьме идолослужения.
Итак, остается лишь один род, к которым относятся резкие слова нашего Спасителя, это бесы. Этими словами наш Господь не только дал характеристику этим злым духам, но и высказал свое крайне негативное отношение к ним. В этих словах Он не только показал нам, что еле-еле терпит род бесовский, но и то, что сожалеет как о нашей крайней немощи, так и о бесовском насилии над людьми. Именно неудача Его учеников в деле изгнания этого конкретного духа зла подвигла Господа на такие резкие слова в адрес бесов. В этих Его словах мы видим Его сожаление о нашей подчиненности бесам, о нашей пред ними слабости, но также и Его великую заботу об исправлении этого нашего положения и о нашей защищенности перед духами тьмы. В этих словах мы видим также волю Божию в отношении следующего:
- что Бог не хочет, чтобы бесы жили в людях;
- что Бог не хочет, чтобы люди подчинялись бесам и творили их волю;
- что Бог хочет, чтобы люди побеждали бесов и изгоняли их из себя и других людей Его силой и Его именем;
- что Бог сострадает людям и скорбит, когда они страдают от бесов;
- что Бог не только благоволит к людям и благословляет им занятие экзорцизмом, но и все сделал со Своей стороны для обуздания демонов в Его Новом Завете с людьми, даровал людям силу изгонять их и побеждать все их козни. В доказательство своей заботы о людях Господь запретил бесу, и он в тот час вышел из отрока.
Ученики, бывшие свидетелями этого чудесного исцеления, приступили к Господу Иисусу наедине и спросили, почему они, имея Его дар и благословение изгонять бесов, не смогли изгнать этого конкретного беса. Господь объяснил им, что они не смогли это сделать по неверию своему. Ясно, что речь здесь не идет о неверии в Божественное происхождение Иисуса Христа или о неверии в бытие Божье или в божественные догматы. Речь идет о вере-доверии к Самому Господу Иисусу, о внутреннем глубинном отношении к Нему, о готовности умереть даже за одну заповедь Господню. Такая вера есть дар Божий, который стяжевается человеком только по мере его преуспеяния в деле очищения себя самого и по мере преуспеяния в деле опытного богопознания и богообщения. Другими словами, такая совершенная вера есть плод, созревающий от общения с Богом на высоком уровне духовного развития человека. Свидетельством наличия такой совершенной веры являются молитва и пост человека. Под молитвой должно понимать дерзновение к Богу, силу молитвы и ее высокое качество. Под постом должно понимать смиренное состояние духа, свидетельствуемое всегда сокрушенным сердцем (плачем), а также разумное и мерное обуздание плоти и всего человеческого естества до того состояния, когда оно не только не препятствует духовной жизни, но служит отлаженным и настроенным инструментом, помогающим духу человека в его делах и действиях.
Таким образом, Своим упреком ученикам Господь показал нам наличие двух категорий демонов и, соответственно этому, двух категорий экзорцистов. Для изгнания большинства бесов достаточно, чтобы человек, благословленный Богом на их изгнание, имел чистую догматическую веру и апостольскую преемственность во всем, в том числе и в деле изгнания демонов. Эта преемственность сообщается только законным епископам и священникам, стоящим в истине и входящим в иерархию истинной Церкви Христовой. Если такой епископ или священник будет в меру свой веры и ревности вычитывать положенное Церковью для экзорцизма последование, то бесы непременно будут изгоняться церковной благодатью. Но есть ряд особого вида и особой силы демонов и князей бесовских, которые не могут быть изгнаны посредством указанной церковной благодати. Для их изгнания нужны церковные люди, которые достигли высокого личного преуспеяния в своем духовном развитии, великое дерзновение к Богу и личную духовную силу и власть над бесами. Если первый вид экзорцистов занимает определенное место в церковной иерархии, то этот вид занимает высокое место в духовной иерархии. Таким человеком может быть не обязательно клирик или монах, но мирянин или мирянка. Разумеется, что если в одном человеке совмещается и церковная сила, и личная благодать для изгнания бесов, то это лучшее, что только может быть для этого дела.
Мк.1:
"21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов".
В этом отрывке из Евангелия нам показан наш Господь как дивный Целитель человеческих недугов и Гонитель бесов. По сути наш Спаситель и Господь Иисус Христос явил Себя активным Экзорцистом и Врачевателем, Который встал на защиту притесняемых бесами людей. Этим Он не только явил Свою милость к людям, но и показал пример Своим последователям и служителям. Этим примером Он призвал их к ревности в деле оказания помощи людям против злых духов. В указанных случаях изгнания Господом бесов интересно отметить то, что Он повелел нечистому духу, которого Он изгнал в Капернаумской синагоге и который исповедал Его Святым Божьим, молчать, а другим изгоняемым бесам не позволял говорить, что они знают, что Он Христос. Для чего Господь запрещал бесам исповедывать правду, что Он есть Христос? Все очень просто. Этим Господь пресекал очень вредное явление бесовскую правду. Если бы бесам было позволено говорить правду, что Он есть Христос, то они непременно бы впоследствии использовали бы установившееся к ним доверие для обмана и погубления людей.
Итак, по духовному закону, установленному Самим Господом, нельзя верить бесам и слушать их даже тогда, когда они говорят правду. Тем же, кто имеет над ними силу, должно запрещать им говорить правду.
Мк.3:
"13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов".
Мк.3:
"21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану"?
Мк.5:
"2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя".
Мк.4:
"11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12 Они пошли и проповедывали покаяние;
13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли".
Мк.7:
"24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели".
Мк.9:
"17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста".
Мк.9:
"38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас".
Мк.16,9: "Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов".
Мк.16:
"17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь".
Лк.4:
"33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос".
Лк.7:
"33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам".
Лк.8:
"1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим".
Лк.8:
"26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло".
Лк.9:
"1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных".
Лк.9:
"38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
43 И все удивлялись величию Божию".
Лк.9:
"49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас".
Лк.10:
"17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах".
Лк.11:
"14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого".
Лк.13:
"32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима".
Все вышеприведенные отрывки из Евангелия от Марка и Луки нет нужды комментировать, ибо они повторяют то, о чем уже было сказано у Матфея и что уже было мной растолковано.
Ин.7:
"19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?...
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек".
Это место из Евангелия от Иоанна замечательно тем, что показывает нам безумные нападки Иудеев на Своего Мессию, но еще больше тем, что Христос принял их вызов и отбил их нападки. Вначале Господь указал на то, что никто из Иудеев не поступает по закону Моисея, а затем вопросил: за что ищите убить Меня? Это Его обличение и вопрос были неприятны самомнительным Иудеям. Присутствующий народ сказал Ему в ответ страшное богохульное обвинение: «не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?»... Пока обвинение в одержимости было высказано в виде вопроса. Поводом же для этого обвинения послужили слова Господа о том, что Иудеи ищут его убить. Последнее было сущей правдой, что и было содеяно Иудеями в свое время. Но в тот момент народ в своем большинстве еще не был посвящен в тайное намерение первосвященников, книжников, фарисеев и саддукеев убить Христа. Это свое невежество народ и противопоставил безумно ведению Христа, ошибочно обвинив Его во лжи и преувеличении. Но лукавство Иудеев проявилось не в этом ложном обвинении Истины во лжи, а в том, что они, показывая свою осведомленность в духовных вопросах, приписали такое поведение и слова Иисуса Христа якобы находящемуся в нем бесу. Признание проповедника бесноватым полностью лишало Его в глазах народа какого-либо значения или влияния. Именно этого и добивались подуськивающие народ агенты Синедриона.
Иудеи уцепились за выгодное им народное мнение и попытались тут же укрепить его словами: «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе»? Самарянином они называли Его за его общение с самарянами с целью вызвать у людей такое же презрение к Нему, какое уже давно бытовало у Иудеев в отношении самарян. Самаряне для Иудеев были хуже язычников и почитались еретиками и извратителями веры отцов. Таким образом наш Господь и Спаситель был объявлен своими еретиком и бесноватым. С тех пор подобное лукавое обвинение стало стандартным в отношении истинных служителей Христа со стороны лицемеров и власть имущих посредством веры и церквей обманщиков. На это лживое и богохульное обвинение Господь прямо ответил: «во Мне беса нет», и передал суд над богохульниками Своему Отцу. Так поступали и поступают и все истинные служители Господа Бога. Когда Господь сказал о том, что соблюдающие Его слово не увидят смерти вовек (т.е. никогда не умрут духовно и в вечных мучениях ада), то Иудеи лукаво восприняли Его слова в буквальном смысле в отношении физической смерти и на основании этого тут же придрались к Его словам, окончательно обвинив Его в одержимости бесом. В неопровержимое доказательство своей «правоты» они привели факт смерти Авраама и пророков. По их мнению выходило, что либо Господь «безумствует», утверждая, что праведники не умирают, в то время как Авраам и все пророки (кроме Илии Фесвитянина) умерли, либо Он «лжет» в том, что они не соблюли слово Бога, раз они умерли.
Здесь налицо непонимание душевными духовного, о чем позже хорошо изъяснил Апостол Павел в своем послании к Римлянам. Такое непонимание душевными и плотскими людьми духовного человека приводит их к ненависти к нему, отторжению от него и даже к убийству его как «врага» Бога.
Ин.10:
"20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым"?
Этот отрывок показывает нам, что среди безумных обвинителей Христа иудеев находились люди, которые отвергали обвинение Его в бесновании. В своей оценке они ссылались на явные и неслыханные до того чудеса, каких бесноватый человек никак не мог делать. Другими словами, они сделали правильный выбор в своем суде, судя по делам Христа, а не придираясь к непонятным для них словам. К сожалению, таких людей было меньшинство.
Деян.5:
"14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все".
В этом отрывке из книги Деяний нам показана великая благодать и сила Божия, дарованная Богом за заслуги Христа его Церкви и почившая на Его Апостолах. Благодать, действующая в апостолах Христа, была столь великой, что даже тень от проходящего Апостола Петра исцеляла недуги и изгоняла бесов из одержимых ими людей.
Деян.8:
"5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе".
Эта же благодать действовала и через Филиппа и других Апостолов Христа, причем, среди самарян и язычников.
Деян.16:
"16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час".
Пример запрещения Апостолом Павлом бесовской правды, вещаемой бесом через служанку, одержимую духом прорицания. Дух прорицания это бес, подделывающийся под пророка, или это дух лжепророчества. Лукавство этого духа состоит в том, что он посредством некоторых своих предсказаний, сбывающихся на самом деле, вызывает доверие и интерес к себе у многих людей. Затем он использует это их доверие для погубления их. Но уже само по себе внимание, доверие и интерес к бесу и к его вещанию является тяжким грехом демонообщения, который губит душу.
Деян.19:
"11 Бог же творил немало чудес руками Павла,
12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них".
Благодать исцеления и изгнания у святых Апостолов Христовых была настолько великой, что она передавалась на вещи, которые они носили или употребляли. Подобные освященные вещи можно использовать как в истинном, так и в ложном экзорцизме.
Деян.19:
"13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса".
До пришествия Христа у Иудеев был накоплен большой опыт в отношении злых духов и даже существовала наука, именуемая демонологией. Эти знания помогали Иудеям хоть как-то противостоять бесам и их козням. Однако Христос и Его ученики явили невиданную ранее власть и силу над духами злобы. Иудеи не могли не видеть и не признавать этого. Особенно их удивляла сила имени Иисуса Христа, которой христиане изгоняли бесов. В приведенном отрывке из книги Деяний показано, как некоторые из Иудейских заклинателей (причем это были семь сыновей Иудейского первосвященника), не принимая веры во Христа и оставаясь Иудеями, пытались именем Иисуса Христа изгонять бесов из одержимых ими людей. При этом они потерпели закономерную неудачу. Бес не только не вышел, но через бесноватого человека так напал на них (один на семерых), что избил их и изодрал их одежды и они нагими и избитыми вынуждены были убежать из того дома. Этот случай показывает нам духовный закон в отношении экзорцизма именем Иисуса Христа. Этот закон утверждает, что употреблять имя Иисуса Христа для изгнания демонов может не любой человек и даже не любой член Церкви Христовой (включая епископов и священников), а лишь человек реально высоко стоящий в духовной иерархии, которого бесы знают и с силой которого они вынуждены считаться.
1 Тим.1:
"19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать".
В этих словах Апостола Павла Тимофею мы видим, что святые Апостолы и их подлинные преемники имеют власть не только изгонять бесов из человека, но и предавать его бесам для наказания и вразумления. Как в отношении грехов у них есть власть вязать и решить их, так и в отношении бесов у них есть власть изгонять их из страждущих людей и загонять их в непокорных людей.
Конец и Богу нашему слава во веки веков! Аминь.