Вопрос №3007-2
О рассеянности в молитве
Евгений Глазков
, Иркутск, Россия
02/11/2008
Зависит ли рассеянность (невнимание) в молитве (смотришь на Бога, а бурю помыслов принимаешь), трудность в назидании молитве, качество и количество назидания от того, чтобы стоять в чувствах пред Богом?
Ответ отца Олега Моленко:
Рассеянность в молитве есть прямое следствие великой порчи всей человеческой природы, доставленной ей падением людей. Именно для исцеления этой порчи пришел на землю и пошел на крест Сын Божий Иисус Христос. Рассеянность наша есть следствие нашего разлада с Богом, Его в нас отсутствия (что и есть смерть духовная) и вражды с Ним. Если бы человек взирал на Бога, то никак не мог бы рассеиваться своим умом или принимать посторонние помыслы. Именно потому, что человек не верит Богу, не видит Его, не помнит Его и не чувствует Его присутствия, он и рассеивается по действию присущей ему греховности. Греховность – это болезненное состояние человека, присущее ему после его падения, как новая его не созданная Богом "природа". Это болезненное и уродливое состояние есть совокупность греховных страстей, с их вредными на нас действиями и ощущениями. На ум страсти действуют помрачением или помутнением, бываемым от принятия и собеседования со страстными помыслами. Труд по заключению ума только в слова Иисусовой молитвы, благодатное действие имени Иисуса Христа, держание ума в сердечном месте и покаянное чувство, вера в силу имени Бога и терпение болезненности в молитвенном труде непременно приведут к преодолению рассеянности, к исцелению ума и его безстрастию (всегдашняя тишина ума).