Вопрос №331
Что же может изменить человек, если все предопределено Богом?
Валентин
22/05/2002
Уважаемый отец Олег!
Если все предопределено как в глобальном масштабе, так и в индивидуальной жизни, что же может изменить человек? Какова широта индивидуальной свободы, если она существует?
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Теория, гласящая о том, что все заранее предопределено Богом - лживая! В христианстве ее стали распространять дважды отступившие от истины протестанты, и первым из них - Кальвин.
Если все предопределено - то нет жизни, а какое-то бессмысленное играние распределенных ролей в театре абсурда! В таком случае нет места ни любви, ни вере, ни надежде, ни подвигу, ни самоотвержению, ни самораспятию, ни жертвенности, ни другим благородным деяниям.
Ошибка в теории предопределения (фатализма)происходит от недопустимого смешения несовместимых и несравнимых понятий: Божьего всеведения и всевидения с одной стороны, и восприятие человеческой немощью Божьего всевидения за предопределенность, или за Божье предписание всего наперед, с другой стороны. Это великое заблуждение - путать Божие с человеческим!
Божье всеведение, т.е. то, что Бог по совершенству Своему знает абсолютно все: как, где, когда и что будет и т.д., вовсе не означает, что Бог навязывает человеку Свою "программу", или вмешивается во всё, не оставляя человеку никакой свободы! Бог сотворил человека разумным и свободным! Свобода эта распространяется до того, что человек может отвергнуть своего Благодетеля и Творца и уйти от Бога!
Посмотрите на первые деяния сотворенного Адама:
Быт.2:
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; Мы видим СВОБОДНОЕ творчество Адама в нарекании имен зверям, скотам и птицам. Не Бог это сделал, а "чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей".
Итак, самостоятельно и отдельно существуют воля Божия и воля человека! Все дело в согласовании этих воль!
Итак, знать о чем либо наперед - вовсе не значит - влиять на это. Рассмотрим пример: Вы - отец и у вас есть сын. Вы хорошо знаете его вкусы, манеры, желания, интересы, повадки, нрав, немощи, поведение и т.д. Знаете вы, что он очень любит шоколадные конфеты. Вот однажды вы принесли в дом шоколадные конфеты и положили на стол, и вышли в соседнюю комнату, откуда скрытно для сына можете наблюдать за ним. Вы знаете наперед, что сын ваш непременно возьмет конфету и съест ее. Вот он приходит и действительно съедает. Разве ваше знание об этом заставило его съесть конфету?! Ясно, что НЕТ! Ваше знание - само по себе, а его поведение - само по себе.
Подобное должно мыслить и в отношении Божьего предвидения и знания о всем и вся. Вот почему утверждение, что поскольку Бог знает, что мы сделаем то-то и то-то, мы и делаем то-то и то-то - является в корне неверным и лживым. Правильно утверждать на языке человеков так: Бог знает то, что мы сделаем, потому что мы это сами свободно выбираем и делаем. Т.е. Бог знает наперед именно НАШ ВЫБОР, НАШ ПОСТУПОК, НАШУ МЫСЛЬ и т.д. Иначе можно впасть в страшную хулу и выставить Бога причиной наших греховных поступков (что и делают кальвинисты и их продолжатели). Нет! Что я сделаю - то Бог и предвидит, и Его предвидение нисколько не влияет на мой выбор и поступок.
Поэтому-то мы и ответственны за свои поступки, мысли и пожелания, что они свободно нами совершаются.
И, наконец, Писание свидетельствует о нашей свободе во Христе:
Рим.8:
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
1Кор.7:
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа;
1Кор.9:
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
1Кор.10:
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
2Кор.3:
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
Гал.2:
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
Гал.4:
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Гал.5:
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
...
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.