Вопрос №373
Я давно молюсь двуперстно
Dimitriy
07/08/2002
Отец Олег,
я очень интересуюсь историей старообрядчества, единоверчества, давно молюсь двуперстно, иногда читаю утренние и вечерние молитвы по известному правилу Св.Пахомия Великаго, многое делаю по старому обиходу, некоторые каноны читаю по древлеправоcлавной редакции, со многими земными поклончиками - можно ли мне продолжать молиться таким образом, не является ли это серьезным погрешением?
PS - Многие мои предки были старообрядцами, мне тепло и умилительно на сердце от старых традиций, и больно себя переучивать. Но я полностью признаю благодатность и истинность единой Апостольской Церкви и всех новомучеников и исповедников, которые просияли и в старом обиходе.
Ответ отца Олега Моленко:
К явлению, именуемому старообрядчеством, я отношусь отрицательно. Оно основано и заквашено на безрассудной гордости и ложной ревности по Боге. К ним полной мерой относятся слова Апостола Павла:
Рим.10:
2 Ибо свидетельствую им (в данном случае - старообрядцам) , что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
Об отношении к двуперстию мы имеем Божье откровение через преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, который возвещал приходящим к нему с этим вопросом, что Бог двуперстного креста НЕ ПРЕЕМЛЕТ. Поэтому, даже если так перекреститься и не грех, то всяко нет в этом никакой Божьей силы, помощи и пользы.
Вот почему я не общаюсь в церковном и молитвенном смысле со старообрядцами, не хулю, но и не приемлю их обряды и оставляю весь суд над ними Богу. Если бы кто пришел от них, то я потребовал бы покаяния в конкретных нарушениях, троекратное погружение принял бы и лишь миропомазал. Да, среди них есть хорошие добрые русские люди, которые сохранили много чего из русскости и древнего благочестия, но что пользы нам во всем этом, если у них нет СПАСИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИ И ВОЗРОЖДАЮЩЕГО СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПОКАЯНИЯ!
Что ты выберешь: реальное спасение по условиям Божиим или древнее тепло и умиление от старых традиций - это твое дело. Пахомий Великий старообрядцем не был и правило ему было дано Ангелами с неба, а через него Церкви. Остальные молитвы надо смотреть конкретно, соответствуют ли они истинному церковному благочестию и учению святых отцов, или нет.