Вопрос №377
Можно ли доверять апокрифам - Евангелию от Фомы и др.?
Елена
07/08/2002
Отче Олег !
Можно ли доверять апокрифам - Евангелию от Фомы и др.? И почему они не вошли в каноническое Евангелие?
Ответ отца Олега Моленко:
Кто хочет быть угоден и любезен Богу, тот должен быть послушен Церкви. Церковь же соборным решением своего разума по изъявлению Духа Святого приняла к употреблению конкретные книги, которые вошли в канон. Из Евангелий туда вошло только четыре хорошо известных: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Посмотрим правила, какими Церковь определяет свое отношение к каноническим и к апокрифическим книгам:
Из святого поместного Лаодикийского Собора:
Правило 59.
Не подобает в церкви произносить псалмы не священные, или книги не определенные в правилом, но только означенные книги Ветхого и Нового Завета.
Правило 60.
Читать подобает книги эти, Ветхого Завета: 1) Бытие мира. 2) Исход из Египта. 3) Левит. 4) Числа. 5) Второзаконие. 6) Иисус Навин. 7) Судии, Руфь. 8) Есфирь. 9) Царств первая и вторая. 10) Царств третья и четвертая. 11) Паралипоменон первая и вторая. 12) Ездры первая и вторая. 13) Книга псалмов 150. 14)Притчи Соломона. 15)Экклисиаст. 16)Песнь песней. 17) Иов. 18) Двенадцать пророков. 19) Исаия. 20) Иеремия, Варух, плачь и послание. 21) Иезекииль. 22) Даниил. Нового же Завета, Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных семь этих: Иакова одно, Петра два, Иоанна три, Иуды одно: посланий Павловых 14, к римлянам одно, к коринфянам два, к галатам одно, к ефесеям одно, к филиписийцам одно, к колоссянам одно, к солунянам два, к евреям одно, к Тимофею два, к титу одно, и к Филимону одно.
Из святого поместного Карфагенского Собора:
Правило 33.
Постановлено также, да не читается ничто в церкви под именем Божественных писаний, кроме писаний канонических. Канонические Писания есть следующие: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг 12, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяния апостолов одна книга, посланий Павла 14, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола одна, Иуды Апостола одна, Апокалипсис Иоанна одна книга. Для твердости же предлежащего правила да будет извещен о сем брат наш Вонифатий и прочие епископы тех стран: ибо мы приняли от отцев, что эти книги читать подобает в церкви.
Из правила Святых Апостолов:
Правило 85:
Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхого Завета, Моисеевых пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса Нивина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Есфирь одна. Макавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: притчи, экклисиаст, песнь песней. Пророков 12. Исаи одна. Иеремии одна. иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх того вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученного Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета, Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий 14. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно и Деяния наши апостольские.
Святого Афанасия, архиепископа Александрийского, из 39 послания о праздниках:
Но поскольку упомянул я о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, как имеющих ко спасению Божественные Писания, и боюсь чтобы, как писал к коринфянам Павел (2Кор.11,3), некоторые из простодушных не были уклонены от простоты и чистоты, хитростью человеков, и потом не начали внимать иным книгам, так называемым АПОКРИФИЧЕСКИМ (** Наименование книг апокрифических, по переводу с греческого, значит книги сокровенные. Еретики давали это наименование составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить, будто они не вновь составлены, а только не известны были, как сокрываемые.), будучи обмануты единоименностью их с истинными книгами: то потерпите, молю, если о известном вам, еще и я вспоминаю ради нужды и пользы Церкви. Желая же об этом воспомянуть употреблю, для оправдания моего дерзновения, образ слов евангелиста Луки, и скажу так и я: поскольку некоторые начали составлять себе так именуемые АПОКРИФИЧЕСКИЕ книги, и смешивать их с Богодухновенным Писанием, о котором мы удостоверены, как передали отцам самовидцы и слуги бывшие Слова: изволися и мне, побужденному истинными братиями, и дознавшему сначала по ряду изложить, какие книги приняты в канон, преданы и веруются быть Божественными, чтобы каждый обольщенный отверг обольщающих, и каждый пребывший чистым возрадовался о новом предостережении. И так всех книг Ветхого Завета числом 22: ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам это суть следующие: во первых Бытие, потом Исход, далее Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие: за ними следует Иисус Навин, Судии, и потом Руфь: далее по порядку четыре книги Царств, из которых первая и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и четвертая за одну: после них Паралипоменон первая и вторая, также считаемые за одну книгу: далее Ездры первая и вторая также за одну: после этих книга псалмов, и потом Притчей, потом Экллисиаст, и Песнь песней. По сих Иов: наконец пророки 12, считаемые за одну книгу, потом Исаия, Иеремия, и с ним Варух, плачь и послание: а по них Иезекииль и Даниил: эти составляют Ветхий Завет. Но должно без укоснения сказать и о книгах Нового Завета. Они суть следущие: четыре Евангелия, от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна: по сих Деяния апостолов, и семь так называемых соборных посланий апостолов, как то: Иакова одно, Петра два, потом Иоанна три, и Иуды одно: к ним 14 посланий апостола Павла, которые пишутся следующим порядком: первое к римлянам, потом к коринфянам два, по сих галатам, далее к ефесянам, потом к филиписийцам, к колоссаям, к солунянам два, к евреям, к Тимофею два, и к титу одно, и последнее к Филимону: и наконец Апокалипсис Иоанна. Эти суть источники спасения, да сущими в них словами жаждущий утолит жажду, в этих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прелагает, ниже отъемдет от них что либо. О таких Господь посрамляя саддукеев говорил: прельщаетесь, не ведуще Писаний, ни силы их (Мф.22,24). Ради большей точности, поскольку пишу ради нужды, присовокупляю и это: что есть, кроме этих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные отцами для чтения новоступающим, и желающим огласиться словом благочестия: премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое учение апостолов, и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх этих читаемых и других канонических, нигде не упоминается об АПОКРИФИЧЕСКИХ: но сие есть умышление еретиков, которые пишут оныя, когда хотят, назначают и прибавляют им время, дабы представляя их, аки бы древния, иметь способы к прельщению оными простодушных.
После этих правил, я думаю, вопросов по апокрифам больше быть не должно. Церковь так учит и так содержит, и я полностью последую Ей, как послушный ее сын, и от других желающих спастись требую подобного.