Вопрос №389
Кто же такие Николаиты и чем они так прогневили Господа?
Елена
22/08/2002
Благословите, о.Олег !
У меня к Вам такой вопрос: в Откровении Иоанна Богослова в Послании к 7-ми Церквям упоминаются какие-то Николаиты и их дела, которые ненавидит Господь.
Кто же такие Николаиты и чем так прогневили Господа?
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
Вот что пишет об Николаитах архиепископ Аверкий Таушев:
"Упоминаемые здесь Николаиты были еретики, представлявшие собою отрасль гностиков и отличавшиеся развратом. Их обличают в своих соборных посланиях также св. Апостолы Петр и Иуда (2Петр.2,1; Иуд.4). Начало этой ереси положил антиохийский прозелит Николай, бывший в числе семи первых диаконов Иерусалимских (Деян.6,5), который отпал от истинной веры."
В толковании А.Жданова добавлено:
"...сделался основателем секты антиномистов. В Ефесе их ненавидели, и они отсюда были изгнаны (Деян.2,6), но их терпели в Пергаме, за что тайнозритель и обличает церковь Пергамскую. С ними были сродны, хотя и не во всем, еретики, державшиеся учения Валаамова в Пергаме, и приверженцы Иезавели, лже-пророчицы Фиатирской. Они изображаются как самые безстыдные сектанты, которые увлекали христиан к участию в языческих жертвоприношениях идолам (ядение идоложертвенного и позднее составляло признак гностиков антиномистов) и к разврату. Первые, слабые семена такого заблуждения видны еще в церкви Коринфской. Они указаны под именами главных представителей мерзости языческого нечестия и идолослужения в народе Божием в Ветхом завете. Ваалам пророк, явившийся из язычества, по низким, корыстным побуждениям своим, через дочерей моавитских и малианитских увлек израильтян к идолопоклонству и разврату (Числ. 25, ср, 31,16), а язычница Иезавель, жена Ахава, избила пророков Иеговы и ввела идолопоклонство во Израиле. Безнравственность еретиков была соединена с каким-то высшим искусственно-возбужденным вдохновением, на что указывает имя "пророчица" и с мнимым ведением глубин Божиих, которые тайнозритель называет глубинами сатаниными. Они, без сомнения, учили тому, что следует отвергнуть нравственность во всем ее объеме, чтобы быть истинным господином над нею и что можно предаваться всяким порокам: так как они касаются одного тела, а не свободного духа, который они унижают так же мало, как грязь - чистое золото. Такие ужасные нравственные начала, бросавшие стыд и поношение на христианское имя, во втором веке, действительно были проповедуемы большей частью гностиков, особенно Николаитов. По свидетельству Иринея, Епифания и Иеронима, сам Николай, изверженный диакон, был чистейший антиномист; по свидетельству же Климента Александрийского, он был строгим аскетом, воздерживался от супружеских отношений с своей женою и требовал умерщвление плоти, что было понято его учениками в смысле антиномистического разврата. В этом (последнем) случае мы можем видеть подтверждение того, как легко противоестественный аскетизм переходит в совершенную безнравственность. Отношение николаитов к Николаю могло быть совершенно похоже на отношение симонян к Симону волхву и керинфян к Керинфу (Начало Ересей Митропольского. Прав. Общ. 1861. VI. 483)."
(Из Сборника статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, Москва, издание книгопродавца А.Д.Ступина, 1902г.)