Вопрос №395
О празднике Воздвижения Креста Господня
Елена
23/08/2002
Благодарю Вас, о.Олег, что ответили на мой вопрос N393. Надеюсь, эти молитвы очень помогут моей бабушке.
Хочу узнать у Вас еще вот что: в сентябре будет празднование Воздвижения Креста Господня. С каким библейским событием связан этот праздник? Я сначала думала, что это связано с распятием Господа, но ведь оно было перед Пасхой, а значит должно приходиться где-то на весну.
Ответ отца Олега Моленко:
Празднование всемирного воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня установлено Церковью на 14 сентября (27 сентября по нов.стилю) и является ежегодным непереходящим праздником.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня. Событие это, по описанию древних христианских историков, представляется в таком виде. Константин Великий, по чувству благоговения к Кресту Господню, благодаря которому он одержал многие победы, и в благодарность Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина - Елена отправилась в 326 г. в Иерусалим, имея также, по особенному внушению Божию, пламенное желание найти Крест Господень. По соображению обычая зарывать орудия казни близ места ее совершения и по указанию одного престарелого иудея (После обретения Креста он уверовал во Христа и потом за добродетельную жизнь был возведен на кафедру Иерусалимского патриарха. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. За отказ принести жертву идолам ему налили в рот расплавленное олово и положили на раскаленное медное ложе. Мужественно перенесши эти мучения, святой страдалец скончался, будучи брошен в кипящий котел и пронзен копьем. Имя ему - священномученик Кириак. День памяти 28 октября по старому стилю.), Крест был найден, но с ним и другие два креста.
Узнать Крест было трудно, так как дощечка с надписью Иисус Назарянин Царь Иудейский лежала отдельно. Нужно было высшее свидетельство о Кресте Господнем, нежели какое могло быть во власти человеческой, - и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня. По распоряжению патриарха Макария найденные кресты были принесены к одру одной болящей благочестивой женщины, и патриарх, в присутствии благочестивой царицы и множества народа, начал возлагать кресты на болящую. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего Креста больной чудесно было возвращено здоровье. На обратном пути было получено еще более чудесное доказательство, что исцеливший болящую есть истинный Крест Христов. Патриарх Макарий, встретив несших для погребения тело умершего, снова начал возлагать один за другим кресты на умершего, - и умерший воскрес от прикосновения того же Креста, который показал свою чудодейственную силу над болящей.
Слава чудес от Креста Господня привлекла к Голгофе великое множество народа. Так как для многих, за теснотою, не было возможности не только приблизиться и облобызать Честный Крест, но и видеть его, то патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая Честный Крест, показывал его и в отдалении стоящим, и весь народ в радостном восторге взывал "Господи помилуй"! Установление праздника Воздвижения относят ко времени освящения храма Воскресения Христова, которое было совершено 13 сентября (ст. стиль) 335 г., а праздник Воздвижения был отнесен на 14 сентября. В 335 г. 13 сентября приходилось на субботу, а Воздвижение - в воскресенье и потому вдвойне прилично было воспеть в Иерусалиме: "Кресту Твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим". Так как празднование Воздвижения было установлено собором епископов, прибывших на освящение храма из всех концов империи, причем было положено праздновать его повсюду, то оно распространилось во всем христианском мире, и праздник сделался всемирным в собственном смысле.
Позже к этому празднику был добавлен праздник по случаю возвращения Креста Господня из персидского плена. В 614 г. персидский царь Хозрой, во время войны с греческим императором Фокою, овладел Иерусалимом и его святынями, в том числе и Крестом Господним, который и пребывал в плену в Персии. Честное древо Креста Христова привело в изумление всю Персию. Пребывание его в языческой стране сопровождалось поразительными знамениями и чудесами.
--- Кстати сказать, на этом примере пребывания Креста Господня в языческой стране, когда не было ни служб церковных, ни духовенства, ни молящихся верных, а чудеса Божьей силой истекали от Креста - очень важно отметить, что эти чудеса происходили по воле Господа Бога и только ради Креста Господня, а не по принадлежности к конфессии и не по вере людей. То же самое мы должны мыслить и понимать с чудом схождения огня на Гроб Господень каждую Великую Субботу (убери Гроб и огонь не сойдет просто ради множества верующих и молящихся!), а также по отношению к современным чудесам мироточения, слезоточения и кровоточения икон и статуй у римо-католиков, монофизитов и отступников от Православия типа МП. Мы видим, что нельзя эти чудеса от святынь приписывать вере и благочестию людей из этих структур, но только силе Божией, являемой ради самих святынь и для указания скорбных знамений для заблудившихся людей. ---
В Персии повсюду заговорили: "Бог христианский к нам пришел, и что с нами будет"? Сам Хозрой оказывал христианской святыне честь и уважение: он не осмелился вынуть честное древо из запечатанного ковчега, в котором оно хранилось, и во все время пребывания в Персии оно оставалось неприкосновенным. В 628 г. животворящее древо Креста Господня было возвращено преемником Хозроя, Сирофесом, по заключению мира с императором Ираклием. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он был похищен. Крест был возвращен из плена 14 сентября. Таким образом в празднике этого дня соединились два воспоминания - об обретении и возвращении Креста Господня из плена.
Воспевая силу Креста Господня и спасение, на нем содеянное, святая Церковь призывает нас целовать святой Крест "радостью и страхом: страхом греха ради, яко недостойнии суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость" (см. 3 нед. Вел. поста). Сам обряд воздвижения Креста Господня имеет глубокое духовное значение. Так как Крест Христов есть орудие и вместе символ нашего спасения, священная хоругвь нашей веры, знамение христианина и Церкви Христовой; то и в совершающемся в этот день воздвижении Святого Креста мы должны усматривать изображение всего образа нашего спасения, всей сущности нашей святой веры, всей прошедшей и настоящей судьбы нашей и всей будущей участи нашей. Крест низводится долу и опять возносится гор`е: это образ нашего горького падения в Адаме и нашего превознесения во Христе от глубины ада к Царствию Божию и от смерти к вечно-блаженной жизни в Боге. Для разумевающего и верующего в священнодействии воздвижения Креста Христова - неиссякаемый источник духовного утешения, сильное побуждение к умиленной молитве и благоговейному излиянию сердца своего пред Богом, высшее поощрение к делам благочестия и любви христианской, предмет богомысленного размышления и благодарения Богу на всю вечность.
Только у кого из современных христиан найдешь сейчас такие чувства к Кресту Господню и к празднику Воздвижения?