Вопрос №410
Спасутся ли люди, которые в своей жизни о Боге ничего не знали?
Александр Васильчук
, Звенигород, Россия
03/09/2002
Отец Олег,
вопрос такого характера: бывают люди, которые в своей жизни о Боге ничего не знали и не слышали и так и отошли в вечность (к примеру, аборигены Америки до её открытия Колумбом). Имеют ли они шанс быть в раю?
И ещё, я сам психолог и, допустим, ребёнок вырос в семье Свидетелей Иеговых, он был же воспитан в этой вере и, хотим мы понимать или нет, но эта вера его отцов и он ТАК ПОНИМАЕТ, ЧТО ИМЕННО ЭТО ПРАВИЛЬНО и всю свою жизнь ТАК И ЖИВЁТ и умирает. Если он по правилам своей веры жил правильно, имеет ли он шансы быть в раю?
Буду благодарен, если получу ответ.
Ответ отца Олега Моленко:
Александр, для начала прочтите ответ на вопрос Ирины №265, который по сути такой же, как твой.
Вопросы подобного рода (как и вообще абстрактные вопросы) возникают у людей от незнания Бога, гордостного самомнения, невежества и неуважения к Господу Богу (недоверия). В них скрыта обида и досада на Бога, а также хула. При этом человек незаметно для себя возносит себя и свое мнение выше Бога и Божьего промысла, не обладая Божьим всеведением, премудростью и другими качествами.
Если бы мы свято и несомненно верили, что Бог несравненно мудрее нас, что Он всемогущ, что Он - сама любовь и благость, что Он безмерно милостив и человеколюбив, и что у Него нет и не может быть неправды, недосмотра, упущения или какого-нибудь несовершенства, то мы никогда бы не дерзнули задать подобные вопросы. Ведь эти вопросы унижают Бога, пытаясь выдать Его неправым, несправедливым или немилостивым. Как же, мол, дескать, забыл позаботиться о дикарях и аборигенах Америки до ее открытия Америго Веспучи и Колумбом.
Ошибка подобных рассуждений состоит в том, что они надуманы, абстрактны и не связаны с Божьим промыслом о роде человеческом, о народах и конкретных людях. Подобные вопросы относятся к непостижимым судьбам Божиим, исследование которых душепагубно и невозможно по самой сути.
Человеку невозможно дать полный, всесторонний и исчерпывающий ответ на эти вопросы. Я в таких случаях говорю зарвавшимся чадам своим: ты займись своим спасением; когда спасешься и предстанешь пред Богом, то если дерзнешь вопросить подобное, может, Бог и объяснит тебе Свои судьбы. Если же ты, оставив покаяние, займешься исследованием подобных вопросов и в результате погибнешь и на вечность будешь определен во ад, то никогда не узнаешь ответы на эти вопросы.
Но, снисходя немощи человеческой, можно нечто сказать отчасти по этому вопросу. Первое и главное, что нужно сделать, это напомнить себе:
- что у Бога нет неправды;
- что Бог не хочет смерти грешника, но желает обращения и спасения ему (то есть всякому человеку, рожденному в эту жизнь);
- что Бог есть любовь, любовь милующая тварь и сострадающая человеку, любовь жертвенная, явленная и доказанная Господом Иисусом Христом на Кресте;
- что Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир;
- что у Бога нет лицеприятия:
Деян.10:
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Если мы будем держать в памяти вышеизложенное, то войдем в поле истины и увидим все более правильно. Тогда мы уразумеем, что Господь Бог не дает просвещения и веры конкретным людям и племенам не по Своему жестокосердию или чему подобному, а только исходя из качества самих этих людей. Если бы Он послушался тебя и дал веру дикарям, то они попрали бы ее и были бы еще более повинны пред Богом, обрекая себя на более сильное вечное мучение. Еще раз прочти внимательно 35 стих из 10 главы Деяний и ты увидишь, что все дело в людях. Дикарям дана книга природы Создателя, так что они безответны:
Рим.1:
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, –
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь
Обрати особое внимание на 20 стих.
Что касается вопроса наследования веры отцов или обстоятельств, то в ложности твоей да уверит тебя обращение Моисея, наученного всей премудрости Египта:
Евр.11:
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
Пусть уверит тебя и обращение Савла (ставшего великим Апостолом Павлом):
Гал.1:
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
И много есть подобных случаев обращения от ложной веры родителей и предков, так что желающие оправдаться подобными рассуждениями будут безответны. Уместно вспомнить и обращение Корнилия сотника:
Деян.10:
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Итак мы видим, что любой человек спасается индивидуально, независимо от веры отцов, предков или народа его, ибо Бог не оставит без внимания и помощи любое стремление к истине. Если же кто-то и остается в родительском нечестии или лжеверии, то это его выбор, и выбор по душевному качеству и предрасположенности, не позволяющей Богу просветить данного человека.