Вопрос №420
О слове "отец" в Священном Писании
Александр Романов
, Бекум, Германия
11/09/2002
Здравствуйте о. Олег.
Написал первое предложение и остановился. Христос не велит никого отцами величать, но коль традиция. Не буду умствовать, перейду к сути. Мои бабушка и, покойный ныне, дедушка - староверы. Мои родители не воцерковлены. Я же был крешен, когда было трудно понять, которая церковь, что из себя представляет. Вот, находясь на Вашем сайте, вижу, что в Ваших глазах, я - мирянен. Точно так же меня называет моя бабушка. И Вас, моя бабушка мирянами называет, говорит Духа Святого в Вашей церкви нет. Вопрос: На Успение мне посчастливилось побывать в Варламо-Хутынском монастыре, что близ Великого Новгорода. Там, настоятель, на мощах святого разрешил меня от некоторых, из бесчисленных, моих грехов, сказав, Св. заступится перед тобой, когда пред судом встанешь. Я не думаю, что роль играет, кто был священником, роль играет только Дух Святой, который исходит на благочестивых. Стоит ли молится в сердце, как рекомендовал, уважаемый мною С.Нилус, когда я, грешный, уверен, и сам это чувстововал, что есть намоленные места, со мощами великих угодников Божиих, в Храме Божием? А если есть Храмы с Духом Святым, то и на Дарах там - Дух Святой. Так ли?
С уважением, Александр.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Александр.
Для начала о твоем умствовании в протестантском духе, что нельзя никого отцами называть на земле, и что это традиция противоречит словам Христа:
Мф.23:
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель -- Христос, все же вы -- братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник -- Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
Мы ясно видим, что Господь сказал "отцом", а не "отцами". При этом Он сделал перенос на Бога Отца: "ибо ОДИН у вас Отец, Который на небесах", и в этом только смысле никого нельзя называть отцом или, точнее, Отцом!
Если взять это место в полном контексте, то видно, что Господь говорил эти слова полемически, против книжников и фарисеев. Вот почему нельзя эти Его слова понимать буквально и абсолютно как запрещение называть отцов отцами. Приведенные ниже многочисленные места из Евангелий да уверят всех, кто ложно понимает это запрещение называть отцом, что это не так, иначе слово Божие, Сам Господь, Его апостолы и пророки противоречат Самому Господу -- чего нет и быть не может!
Мф.2:
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
Мф.3:
9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Мф.4:
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Мф.8:
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Мф.10:
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец -- сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
Мф.10:
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
. . .
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Мф.15:
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
(так и запрещающие называть отцов отцами, кроме того единственного значения в собственном смысле слова Отец, что именно и запретил Господь, тоже устранили заповедь Божию СВОИМ выдуманным лживым преданием - не называть никого отцами)
Мф.19:
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
. . .
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
. . .
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Мф.21:
31 Который из двух исполнил волю отца?
Мф.23:
32 дополняйте же меру отцов ваших.
Мк.9:
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Мк.13:
12 Предаст же брат брата на смерть, и отец -- детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Мк.15:
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Лк.1:
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
. . .
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
. . .
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
. . .
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
. . .
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
Лк.1:
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
. . .
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
Лк.2:
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Лк.3:
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Лк.6:
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
. . .
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Лк.8:
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Лк.9:
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
. . .
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Лк.11:
11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
. . .
47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
Лк.12:
53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Лк.14:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
Лк.15:
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
. . .
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
. . .
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу
Лк.16:
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
Лк.18:
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Ин.4:
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
Ин.8:
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
. . .
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
Что касается твоего утверждения о Духе Святом, то оно ошибочно и неудачно. Слово "роль" не подходит к Господу Богу Духу Святому. Лучше сказать "значение".
Господь Бог думает и решает иначе чем ты. Он не может не обращать внимание на качество своего человека или человека претендующего быть "своим" Богу. Если бы от людей ничего не зависело, то зачем они вообще тогда нужны? Для чего святой пророк Илия зарезал 450 священников Ваала? Ведь по твоей логике выходит Дух Святый мог действовать и через них, но это ложь. Дух Святой гнушается малейшей лжи или проявления гордости и тотчас отходит от человека. Вот почему крайне важно, чтобы человек стоял в богооткровенной истине и был достаточно очищен. Только тогда Дух Святой может снизойти на него. А чтобы быть проводником благодати для других, пастырем и священником то и этого недостаточно. Необходимо еще призвание Богом и ясная воля Божия на это служение:
Ин.3:
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
Итак, кто берет это служение по своей воле, тот есть нарушитель заповеди Божией. А на нарушителя воли Божией как может сойти Дух Святой?
Существуют святые места и святые мощи угодников Божиих, но благодать на этих местах и на этих мощах проявляется за труды угодников Божиих, а не ради предстоятеля, мнящего себя священником. Мощи и иконы можно похищать у верных, как это было не раз в истории. Я уже упоминал о случае с пленением древа Честного и Животворящего Креста Господня в Персию, где от этого древа в отсутствие священников и верующих во Христа вообще происходило множество чудес. Но разве это проявление благодати как-то зависело от персов-язычников?
Итак, следует различать благодать Божию от святынь и ради святынь (которая может проявляться и пред неверными), от спасительной благодати, которая даруется только верным и только при соблюдении всех необходимых условий Божиих.