Вопрос №422
О наставниках в вере
Александр Романов
, Бекум, Германия
12/09/2002
Здравствуйте, отец Олег.
Вы ясно показали,что Священное писание наполнено словом отец, но замечу в значении – папа, в значении наставник только Господь наш выразился основательно и четко МФ.23:8. Простите за отступление, но слова Галилея здесь вероятно уместны: Мы ничего не можем доказать другому, мы лишь можем помочь другому открыть это в себе! Именно на Земле нет наставников, есть лишь братья. Разрешите задать Вам еще один вопрос. Но сначало небольшое отступление. Мой друг Виктор, как и я тоже, чувствует благодать (намоленность) того места – Варлама-Хутынский монастырь, а так же он рассказывал о сильном ощущении благодати и в Вяжищенском монастыре, что под Новгородом, а в Иверском на Валдае, говорит холодно. В моем сердце не зарождалось никогда ни малейшего сомнения, каждый раз при Причастии, что я причастник Тела Христова, даже если ощущения от храма были холодные (может быть они были холодные от моей греховности), храм нашей общины св. Елизаветы и Варвары - это бывшая католическая капелла - "духовный" холод там меня никогда не пронизывает, но есть вера, пост, молитва перед принятием Тайн, есть святое место, есть рядом молящиеся (Христос говорит, простите за неточность: когда двое будете молится, то и горы сойдут с места) – то тут место для Духа Святого. Простите меня, но Вы же не скажете, что исповедовав свои грехи, причастившись, я остался в Ваших глазах, при всех старых грехах. Отец Олег, я же тоже Православный христианин. Неужеле Господь поразит меня? И я никогода в жизни не получал и Благодать Святого Духа? ... Тогда почему же я до сих пор живу в этом мире, не по Милости и Благодати ли Божией?
Ответ отца Олега Моленко:
Александр,ты лукавишь или утопаешь в невежестве. Для подтверждения приведу тебе места из Св.Писания, которые подтверждают, что можно и наставниками в вере называть других людей (в частности, апостолов Христовых), и слово "отец" употребляется не в смысле "папа" по плоти.
1Кор.4:
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
Итак, по твоему выходит, что святой Апостол Павел - лжец и нарушитель заповеди Господней, а также, что он хуже тебя понимал Писание и не имел благодати. Если же это для тебя не так, то ясно, что ты заблуждаешься в этом вопросе (как и во многих других) и не имеешь благодати Святого Духа, которая одна просвещает и умудряет смиренных сердцем людей. Гордым же, как известно по слову Писания, Бог противится.
Места Мф.3,9; Мф.23,32; Лк1,55;72,73; Лк.2,48; Лк.6,23;26; Лк.16,27; Ин.8,44;55; которые я привел в предыдущем ответе, никак не говорят слово "отец" в смысле "папа" или родитель по плоти. Ну как же можно не видеть этого!
Например,
Лк.16:
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Из контекста ясно видно, что богач называет Авраама отцом не в смысле "папа". Он даже просит его пойти в дом отца своего, т.е. папы по плоти.
И еще один пример:
Ин.8:
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
. . .
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
. . .
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
Мы видим, что Господь называет отцом диавола в двух смыслах: для непокорных иудеев и для лжи. Любому ясно, что речь не о папе по плоти. И Авраама Господь и иудеи называют отцом не в смысле папы.
Итак, ты много заблуждаешься:
Мф.22:
29 не зная Писаний, ни силы Божией
И о наставниках духовных, кроме Христа, свидетельствует нам слово Божие (чтобы научить некоторых различать слова Наставник и наставники):
Деян.8:
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
. . .
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
Очевидно, что евнух просил Филиппа наставить его в вере, что Филипп и сделал. Итак, Филипп явился наставником для евнуха.
Деян.13:
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
Мы видим, что Павел стал наставлять собравшийся народ, т.е. он наставник в вере.
Деян.15:
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
Деян.18:
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
Деян.20:
1 По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию.
2 Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу.
Деян.22:
3 я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.
Рим.2:
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
Рим.15:
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
. . .
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
1Кор.4:
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
1Кор.10:
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
1Кор.14:
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
Гал.3:
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
. . .
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
Гал.6:
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Еф.6:
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (сочетание отца по плоти и наставника в вере)
1Тим.4:
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
2Тим.2:
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
2Тим.3:
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
Тит.1:
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
Евр.3:
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом".
Евр.13:
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
. . .
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
. . .
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых.
Итак, очевидно, что и с "наставниками" ты также сильно заблудился, как и с "отцами". Как же после этого ты дерзаешь называть себя "православным", т.е. правильно славящим Бога?
Ты пишешь: "Христос говорит, простите за неточность: когда двое будете молится, то и горы сойдут с места" - неточность в цитировании Писания недопустима! Господь не говорил о молитве двоих, но:
Мф.18:
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Речь в 19 стихе идет о полном единомыслии, единодушии и согласии, что может быть только в Духе Святом, а в 20-м о собранности во имя Господа Иисуса Христа. Причем сказано, что будут СОБРАНЫ Духом Святым, а не СОБЕРУТСЯ по своей воле. В духовном смысле речь идет об уме и сердце (двое), и об уме, сердце и душе (трое) которые собраны и уцеломудрены (исцелены) Духом Святым, посредством правильного призывания имени Господа Иисуса Христа.
Соответственно этому и молитва бывает умной, умно-сердечной и душевной, как учат об этом святые отцы Церкви.
Из библейских историй мы знаем, что иногда молитва одного Моисея раздвигала воды и много других чудес творила, или молитва одного пророка Илии низводила огонь с неба, закрывала небо для дождя и открывала и т.п., а вот собрание 450 священников Ваала и 300 дубравных при их суточном молении с самоистязаниями ни к чему не привели, кроме посрамления. А великий светильник Церкви святитель Иоанн Златоуст писал уже не об идолопоклонниках, но о тысячах священников (его времени) православных, которые собранные вместе и молящиеся со слезами не могут сделать того, что делали бездушные полотенца Апостола Павла. Так что простая совокупность молящихся ничего не решает сама по себе, нужны соответствующие КАЧЕСТВО и БЛАГОДАТЬ!
Насчет передвижения гор хорошо сказал Апостол Павел:
1Кор.13:
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто. "но Вы же не скажете, что исповедовав свои грехи, причастившись, я остался в Ваших глазах, при всех старых грехах."
Не в моих глазах только, но и в очах Божиих ты остался в грехах и заблуждении, ибо в ложной церковновидной структуре "МП" нет благодати в "таинствах", как нет самих таинств Церкви, нет и спасительной благодати -- ибо это все может быть только в Одной единственной Церкви Христовой, а "МП" не Церковь Христова (сколько бы святынь церковных она не наворовала себе), а антихристово сборище лукавнующих и лицемерствующих лжецов, еретиков и отступников, сожженных в совести своей, дважды умерших и губящих души доверяющих ей простецов!
А насчет своей уверенности по своему уму и самочувствию в получении "благодати", так это любой еретик, сектант или прелестник тоже "ощущает" и утверждает. Спроси любого прихожанина костела - и услышишь тот же ответ, который даешь ты, а может, и еще сильней и ревностней. И потребляя облатки (чипсы), римо-католики уверены, как и ты, что причащаются Христу.
Возможно, что веяния Духа Святого ты и ощущал в своей жизни (только не от "духовенства" МП), ибо Бог не хочет смерти грешника, но ищет обращение человека к покаянию. Но ты не оценил этих посещений Духа, прошел мимо них, не разглядел или не узнал их. Вот почему реально ты еще не имел в себе Духа Святого и не знаешь опытно Его вселения, посещения, воздействия и плодов. От незнания этого на опыте человек религиозно мыслящий и верящий в учение Христово (хотя и со многими искажениями) начинает СОЧИНЯТЬ себе благодатные состояния, что у святых отцов именуется ПРЕЛЕСТЬЮ. Затем этот обольщенный человек начинает несомненно верить в эти сочинения свои, как в истинные и благодатные, пытаясь подогнать под них различные отрывки из Писания и отцов (понятно, что ложно и невпопад), чем еще больше загоняет себя в прелесть и пребывает в самодовольстве. И невдомек ему, что он погибает. Писание же обличает его:
Откр.3:
17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". Тогда почему же я до сих пор живу в этом мире?>/i>
На это тебе отвечает святой Апостол Петр:
2Петр.3:
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
. . .
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
Итак, Господь долготерпит на тебе, ожидая твоего покаяния. Но возможно, что человек делает пагубный выбор:
2Петр.3
17 берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
Так и ты, если последуешь заблуждениям беззаконнующего ума своего или беззаконников из "МП", то отпадешь от своего утверждения, т.е. не спасешься!
Подводя итоги, скажу тебе, что ты мне не интересен со своим противлением Богу в духе, со своими лукавыми вопросами и своими самоощущениями. Если тебе все это нравится -- оставайся с этим. Никто это у тебя не сможет забрать, если ты сам не хочешь.
Меня же Дух Божий и Писание учат:
2Тим.2:
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
. . .
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться.
. . .
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа."
. . .
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
2Тим.3:
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
2Тим.4:
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням (о благодатности еретиков и отступников "МП" и прочих).
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
. . .
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
Тит.1:
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
. . .
13 По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Тит.2:
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.
. . .
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
. . .
15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Тит.3:
9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
На основании приведенных мест из Писания я больше не буду отвечать на твои утверждения о "благодатности" в храмах "МП". Если ты так считаешь и лжеверишь - это твое дело и твоя беда. Иди к ним и общайся с ними. Для чего ты пришел ко мне, утверждающему о безблагодатности "МП"?