Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №426

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне?

Владимир 15/09/2002

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне? Каковы их причины? Как с этим бороться?



Ответ отца Олега Моленко:

Начать следует с изучения канонических правил по этому к вопросу:

Св. Петра архиеп. Александрийского правило 4:

Те, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, также да последуют своей совести, и да испытывают самих себя, находятся ли от этого в сомнении, или нет: подобно как и о пище глаголет Апостол: если ест с сомнением, осуждается. И в этом случае всякий, приступающий к Богу, да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению.

Послание святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского к Аммуну монаху:

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу. Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщения да отженем, и мысль простейших да утвердим. Чистым все чисто, у нечистых же и совесть осквернилась и все. Удивляюсь я ухищрению диавола, что он будучи развращенну и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет, или искушение. Ибо, как я сказал, чтобы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в этом, как мнится ему, победить их, для этого возбуждает он такую молву, которая не приноси никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое либо естественное извержение, как например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение уст. Можем сказать и больше этого, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Также по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих: как же могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и если мы род Божий есть, по Божественному Писанию Апостольских деяний: то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда ПРОИСХОДИТ КАКОЕ ЛИБО ЕСТЕСТВЕННОЕ НЕВОЛЬНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ: тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее оскверняет человека, но исходящее: то нужно и эту их нелепость (ибо не могу это назвать вопрошением) обличить. Во первых, они и писания по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют. Разум же Божественного слова есть следующий: когда некоторые, подобные этим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая их неведение, или скорее, обличая заблуждение, сказал: не входящее оскверняет человека, но исходящее (Мф.15,11). Потом прилагает: откуда исходящее: от сердца. Ибо ведает, что там суть злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Сокращеннее же Апостол, этому наученный, говорит, пища нас не поставит пред Богом (1Кор.8,8). Благословно может кто сказать и в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может и врачи (да убедятся хотя бы внешними прекословящие) в защиту этого скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, какими являются излишества в волосах на голове, и влажность от головы отделяющаяся и исходящее из чрева также и тот избыток, который в семенных сосудax так Боголюбезнейший старче, КАКОЙ ЗДЕСЬ ГРЕХ ПРЕД БОГОМ, когда сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы эти члены имели такие исходы. Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грех и само употребление, когда орудия Творцом устроены. Таких вопрошением заставим умолкнуть, говоря на это: о каком употреблении говоришь: о законном ли; о том ли, которое Бог позволил, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1,28): о том ли, которое Апостол допустил говоря: честная женитьба, и ложе нескверно (Евр.13,4); или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно. Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Так рассуждать нужно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр.13,4).

Аммун, к которому адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями – непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св.Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4-м правиле Св. Дионисия Александрийского.

Святейшего Тимофея канонические ответы:

ВОПРОС 12:
Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

ОТВЕТ:
Если подвержен вожделению жены (женщины), то не должен причаститься: если же сатана искушает его, чтобы по этой причине он отчужден был общения Божественных Таин: то должно причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщаться.

Подведем итоги:

Итак, само по себе естественное и непроизвольное истечение семени во время сна, как и сладострастные сновидения не являются грехом, но именуются естественным осквернением. Почему и правило в этих случаях называется "Правилом от осквернения", а не от согрешения. У женщин таким естественным осквернением является месячное кровотечение, при котором должно воздерживаться от причастия (кроме смертных случаев, когда женщин причащают невзирая на месячные) и прикасания к святыням (употреблять св.просфоры и св. воду можно и должно, только из личных своих сосудов).

Тем не менеe надо проверять свою совесть о причине этих истечений, ибо причина может содержать в себе грех. Существуют следующие причины ночных непроизвольных семяизвержений:

  1. Объедение, от страсти чревоугодия – греховно, и должно каяться в чревоугодии.
  2. Упивание вином (и др. видам алкоголя), от той же страсти – греховно, и должно каяться в опивстве (чрезмерном употреблении) вином.
  3. Блудное разжжение в помыслах, допущенное в течение дня до сна – греховно, нужно исповедывать блудные помыслы.
  4. Блудное воззрение на женский пол, картины, разнообразное порно, фильмы, скульптуры, картины и т.п., совокупления других людей или животных – греховно, каяться, за произвольное разжжение через воззрение и за нехранение зрения при нежелании видеть подобные картины.
  5. Блудные мысленные картины, мечты или воспоминания о блудных деяниях – греховно.
  6. Излишний смех, щегольство, желание понравиться женщинам, плотское тщеславие, сальные (т.е блудонаправленные) шутки и анекдоты, рассказы, беседы, матерная брань – греховно.
  7. Гордость, высокоумие и тщеславие – греховно.
  8. Осуждение других, особенно за блудные грехи – греховно.
  9. Изнеженность, роскошь, излишнее телесное упокоение – греховно.
  10. Леность, ничего не делание, праздность, излишний сон – греховно.
  11. Телесная болезнь – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  12. Усталость плоти, переутруждение, отягчение плоти – не греховно. Довлеет правила от осквернения.
  13. Особые обстоятельства, когда страстному человеку попущено быть одоленным блудной страстью (из числа не вменяемых грехов), например: человека помимо его воли закрыли в ограниченном пространстве с красивой женщиной, которая свидетельствует о желании совокупления, или например, когда человеку против его воли и желания подсыпали возбуждающее средство, или магическим искусством навели блудное разжение – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  14. Искушение от дьявола по зависти к преуспеянию в деле спасения – не греховно. Похвально. Но лучше прочитать правило от осквернения.
  15. Искушение от дьявола, когда он пытается смутить самим фактом непроизвольного семяизвержения и загнать в отчаяние и уныние – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  16. Искушение от бесов, когда они пытаются ночными истечениями отвести человека от причащения - не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  17. Для преуспевшего в борьбе с блудной страстью, для связавшего эту страсть или для достигшего безстрастия бывает, для сохранения от превозношения, особое Божье попущение от бесов, которые соделывают пакости во плоти, подобные Апостолу Павлу:
    2 Кор.12:
    7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
    8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
    9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
    - безгрешно, очень похвально, но лучше прочесть правило от осквернения.

Всегда полезно укорить себя в немощи греховной или естественной и смириться пред Богом.

Итак, само по себе непроизвольное семяизвержение безгрешно и бороться с ним нельзя – ибо это естество. Бороться надо с некоторыми греховными причинами (указанными выше) приводящими к нему, посредством покаяния, молитвы, исповеди, причастия, церковных молитв, разумного воздержания и прочих подвигов телесных, смирением, самоукорением, памятью смерти и вечных мук, чтением соответствующих мест Писания и творений святых отцов, частой исповедью, хранением ума, очищением помыслов, терпением скорбей и т.д. и т.п..



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова