Вопрос №428
Жизнь на чужбине и Промысел Божий
Victor
16/09/2002
Уважаемый отче Олег!
Как Вы, отче, считаете: пребывание людей в той или иной стране, вдалеке от Родины, другими словами - иммиграция, происходит по Божией Воле? Может, в Великий План Господа входит расселение русских душ по всем концам Света? Есть ли определенная сверхзадача у христиан вне Родины? Или это проделки врага по Божию попущению?
Ответ отца Олега Моленко:
В отношении Отечества истинно верующим людям должно держаться духовного понимания, о котором пишет святой Апостол Павел:
Евр.11:
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему , то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Иммиграция бывает по благой воле Божией (ибо и волос с головы человека не упадет без воли Божией):
Быт.12:
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
а бывает попущением Божиим, когда Бог наказывает народ (например, еврейский) рассеянием:
Ис.33:
3 От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена
Иез.6:
9 И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их, отпавшее от Меня, и глаза их, блудившие вслед идолов; и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих;
10 и узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие.
Иез.12:
15 И узнают, что Я Господь, когда рассею их по народам и развею их по землям.
Иез.22:
14 Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю.
15 И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя.
16 И сделаешь сам себя презренным перед глазами народов, и узнаешь, что Я Господь.
Иез.29:
13 Ибо так говорит Господь Бог: по окончании сорока лет Я соберу Египтян из народов, между которыми они будут рассеяны;
Для каждого конкретного человека иммиграция может быть по благой воле Божьей и промыслу Божьему, а может быть лишь попущением Божьим, когда корысть, погоня за лучшей земной жизнью и другие греховные страсти, а также демоны гонят человека на чужбину. Кто-то уступает мужу или жене (детей же вообще не спрашивают) и едет, не имея особого желания, из-за привязанности к второй половине.
Мудрый и богобоязненный человек должен иммигрировать лишь при наличии благой воли Божьей, которая появляется личным откровением (как, например, Аврааму) или в независимых от человека обстоятельствах.
Промысел Божий не всегда сразу виден или предсказуем. Бывает, что человек едет без желания за супругом, а на чужбине разводится, уверует по-настоящему и становится рабом и служителем Бога. Или человек еще неверующим едет за лучшей жизнью, но на чужбине приходит в себя (как блудный сын), приобретает искреннюю веру в Бога и живет по Божьей воле.
Христианин, который не по имени только таков, везде, где бы он не был, должен оставаться прежде всего христианином, быть верным Богу и Церкви Его и творить волю Божию.
По учению святых отцов, жизнь на чужбине ради Господа и ради спасения своего есть дополнительный подвиг, почему в Писаниии и сказано, что Господь хранит пришельца.