Вопрос №443
О длинных волосах
Александр
22/10/2002
Уважаемый батюшка!
Прочитал труды св. Кирилла Александрийского -- часть 3,стр 170,изд.1906 г. --
"Что же, наконец, может означать то, что должно было отпускать длинные волосы для Бога -- об этом мы скажем теперь, предварительно заметив вот что -- неразумнейшие исчадия эллинския следут потивоестественным своим обычаям и проводя в жизнь безсловесных животных, ОТПУСКАЛИ ВОЛОСЫ. ОСНОВЫВАЯСЬ НА ТОМ,ЧТО ВЫРАЩИВАЮТ ИХ ДЛЯ СВОИХ БОЖЕСТВ."
Получается, Вы по св.Кириллу Александрийскому -- неразумнейшее исчадие эллинское или безсловесное животное?
Ответьте, пожалуйста.
Ответ отца Олега Моленко:
Александр, ты ошибаешься в своем понимании и приложении изречения св.Кирилла Александрийского, впадая в полную нелепость.
По твоей логике к "эллинским исчадием и безсловесным животным" по св.Кириллу надо отнести библейского Сампсона, пророка Моисея, пророка Илию, Апостола Иоанна Богослова, многих других святых угодников Божиих Ветхого и Нового заветов, которые носили длинные волосы.
Ты привел не весь контекст изречения св.Кирилла, что видно из его слов "предварительно заметив ..." и далее по приведенному тексту. Видно, что основная мысль святого следует далее, а это лишь предварительное замечание.
В самом этом замечании святого ты обратил внимание лишь на длинные волосы, которые святой В ДАННОМ СЛУЧАЕ соотносит ТОЛЬКО к исчадиям эллинским, но не ко всем людям вообще. Из этого ты делаешь ложный логический вывод: раз святой сказал, что эллинские исчадия отпускали волосы, основываясь на том, что выращивают их для своих божеств -- т.е. для идолов и кумиров, а значит, для демонов -- то все, отпускающие длинные волосы (в том числе о.Олег Моленко из Торонто), являются эллинскими исчадиями.
Первая твоя ошибка состоит в том, что ты частное (длинные волосы, которые носили эллины язычники) распространил на всех, чем впал в хулу на сонм святых угодников Божиих. Вторая ошибка твоя в том, что ты ложно воспринял мысль святого Кирилла, приписав ее к самому акту отпускания волос, в то время как святой говорит о причине этого: "выращивают их для СВОИХ БОЖЕСТВ". Именно это, а не само выращивание святой порицает. Более того, в указанном тобой отрывке святой Кирилл приводит две разновидности выращивания длинных волос:
- для истинного Бога истинными его служителями: "Что же, наконец, может означать то, что должно было отпускать длинные волосы для Бога -- об этом мы скажем теперь..." -- мы видим, что отпускать длинные волосы для Бога было долгом!
- для ложных богов их нечестивыми поклонниками: "отпускали волосы, основываясь на том, что выращивают их для своих божеств."
Итак, мы видим, что основная мысль святого Кирилла указывает на разные причины отпускания длинных волос у язычников и истинных служителей Бога.
Это можно сравнить со случаями изображений. Поклонение изображениям в честь истинного Бога есть дело благочестия, а поклонение изображениям идолов есть злое нечестие.
В данном примере протестантствующие и прочие иконоборцы совершают ошибку подобную твоей. Они вырывают из Писания фразу, что не должно кланяться никаким изображениям (под которыми Писание разумеет идолов, т.е. любое обожествление того, что не есть Бог) и это частное распространяют на Самого Бога, чем впадают в великое заблуждение и тяжко согрешают.
Если бы святой Кирилл хотел осудить выращивание волос, то он прямо бы написал, что, мол, всякий из людей без исключения (или указал бы конкретные исключения), кто выращивает длинные волосы (надо указать и длину), впадает в эллинское нечестие и уподобляется безсловесным животным (и ему следовало бы добавить себя самого). Так и с изображениями -- Писание должно было бы прямо сказать, что не должно делать никакого изображения истинного Бога или Его Ангелов и святых, или в Его честь, никому и никогда -- тогда протестанты были бы правы в своем отрицании икон. Но все обстоит не так!
А для того чтобы найти порицание длинных волос не обязательно было прибегать к изречению святого Кирилла, искажая его смысл. Можно привести изречение святого апостола Павла:
1Кор.11:
14Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него...
Но и это изречение носит частный характер. Церковь распространяет его на всех мужчин из числа мирян. Членам клира и монашествующим благословлено отращивать длинные волосы для Бога, чем они, как и особенною одеждою, отличаются от мирян.
Итак, если увидишь мирянина, отращивающего длинные волосы, то знай, что он преступает заповедь Апостола и повеление Церкви и согрешает, впадая в безчестие, а если священник или другой член клира, или монах носит длинные волосы - то это честь ему, долг его и нормальное положение (и если он искусственно обрезает волосы и делает куцую бородку - то безчестит себя).