Вопрос №467
Восемь вопросов к отцу Олегу
Андрей Шаройко
, Санкт-Петербург, Россия
24/11/2002
Здравствуйте, о.Олег.
Прочитал Ваш ответ на мой первый вопрос. Я не спрашивал ни у кого мнения и не слышал ни от кого ни одного хульного слова ни о Вас лично, ни о Вашей проповеди. Да и упаси меня Бог искушать кого-либо, задавая подобные вопросы!
Я - простой прихожанин, крестился недавно, осознал необходимость этого, прочитав в Деяниях о том, что именно через Таинство Крещения человеку даруется Св.Дух. И вот как я примерно рассуждаю.
1) Исторически так сложилось, что ЦХ была разделена на католиков, православных, протестантов, баптистов, всевозможные секты и т.д. Но если человек узнал о том, что Господь спустился с Небес, зная что его предадут распятию (не кто-нибудь, а сами священослужители), уверовал в это (что уже само по себе невозможно без Благодати Божией - Мф.13) и принял Крещ., то не является ли хулой на Св.Духа утверждать, что человек этот поклоняется сатане, если он был крещен не в "правильной" церкви? Мф.5:21.
2) И Вы, и я - ученики Господа, и кто угодно, будь он хоть трижды в прелести. Бог поругаем не бывает, и так или иначе отверзнет очи слепому. Потому что верить - уже Благодать.
3) Я сам о Христе узнал от неопятидесятников десять лет назад, и поскольку верил тогда во всякие бесовские наущения, решил, что ИХ - это такой сильный маг. И это продолжалось до тех пор, пока Господь Сам не привел меня в Церковь Свою. Я вижу в этом действие Св.Духа. Сам Иисус говорит: по плодам узнаете их. Никто из нас не праведен ("от уст скверных молитву творим"), но чем можно осквернить Св.Дух? "Если я не очищу, не имеешь части со мной," говорит Иисус, и я по самому себе вижу, что каким-то совершенно необъяснимым образом мое отношение к Нему изменилось таким образом, что я в Него уверовал.
4) Не просто так я написал Вам о том, что проповедь Ваша помогает мне, но чтоб Вы не сомневались в том, что Благодать есть на Вас.
5) И между тем, я прихожу в храм, чтобы причаститься, и бес начинает донимать меня, не входит ли сатана в меня с хлебом и вином? Не входит, это я вижу по тем переменам, которые происходят во мне через это Таинство. Как же быть, кто прав, может быть не причащаться вовсе?
6) Мне очень помогла в этом вопросе книга Св.Амвросия Медиоланского "О покаянии" и конечно же Слова Господа: милости хочу, а не жертвы. Не стоит заблуждения отдельных братьев переносить на всю Церковь, в этом любовь. Мы все в первую очередь человеки, а уже потом филадельфийцы или московитяне. Ярлыков можно повесить много, но суть одна. У Иисуса спросили, что нужно делать, чтобы попасть в Царство Небесное, Он ответил: сие невозможно человекам, но только Богу одному возможно. Что же делать, чтобы спастись? спросили Его тогда. Соблюдай заповеди Мои и спасешься, ответил Господь.
7) Какая церковь правильная, если столько их и все христиане? Вряд ли та, что другие бранью осыпает, ибо тем сама против себя свидетельствует. Ученик не выше учителя, а Учитель у нас один - Иисус. "Устами чтут Меня, а сердце их далеко".
8) Любовь и гнев - это ведь разные явления? Было ли, чтобы Иисус гневался на кого?
Мир Вам,
Андрей, рБ.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, р.Б. Андрей!
Вот ты пишешь, что простой прихожанин и недавно крестился. Скажи, почему же ты взялся поучать меня, опытного в духовной жизни и имеющего благодать священства человека? По-видимому дух неопятидесятников заметно сказывается на тебе. Но разве ты не читал в Писании, что Бог гордым про-ти-вит-ся и только смиренным дает благодать? К тебе приложимо и другое место Писания, где Господь говорит в адрес искушающих Его иудеев, что они много заблуждаются, не зная ни Писания, ни силы Божией! Суждения твои находятся под влиянием пятидесятников и прочих протестантствующих, а мои - под воздействием святых и богоносных отцов Церкви, которых вдохновлял Святой Дух. Вот почему мы разные по духу и взглядам люди и не можем пока быть братьями во Христе. Не являешься ты и учеником Господа Иисуса Христа, хотя самонадеянно сам себя включил в их число. Святые отцы различают рабов и последователей Божиих (просто христиан), и учеников и друзей Господних (святых апостолов и отцов). Они указывают признаки тех и других. По этим признакам, судя из твоих мыслей, ты еле-еле тянешь на раба Божия.
Теперь пройдусь по твоим суждениям, разбив их для удобства на 8 пунктов.
1) Это ложная и еретическая мысль, что якобы Церковь Христова "была разделена на католиков, православных, протестантов, баптистов и всевозможные секты"! Эта мысль подстать пагубному экуменизму, преданному от лица Церкви Христовой анафеме. Писание учит нас совершенно иначе:
Еф.5:
25...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Т.е. что Церковь Христова свята, славна, чиста и непорочна!
Мф.16:
18 и Я говорю тебе: ты -- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Т.е. что Церковь неодолима для сил зла, она одна единственная и не разделима!
Но в этой Церкви можно пребыть, а можно и отпасть. Так отпали от Церкви римо-католики. От них, соблазнившись на безблагодатную церковь и нечестие отпали первые протестанты, которые стали раскалываться на многие секты. От Церкви отпадали отдельные люди, города, страны и государства. Но от этого Церковь не переставала быть возлюбленной и непорочной Невестой Христовой, Его Телом, Его Виноградником и Домом Божиим!
Не всегда человек принимает веру по благодати Божией, и не всегда вера является богоугодной и спасительной для уверовавшего. Вот свидетельства Писания:
Иак.2:
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
...
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Итак, мы видим, что вера может быть мертвой, а значит безблагодатной (хотя по букве даже правильной), а также что и бесы веруют - ну уж совсем понятно, что не по действию благодати. И даже живая благодатная вера необходима для спасения, но не достаточна!
А вот рассказ об обращении Симона волхва:
Деян.8:
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
Как видим, бывает и безблагодатное обращение к вере из корыстного желания иметь силу Духа Святого для изумления людей или власти над ними.
Известно, что Симон волхв оставил вскоре веру и вернулся к волхованием своим, да еще стал ярым врагом веры, но был побежден святым апостолом Петром. По молитвам апостола он был брошен бесами с большой высоты несшими его бесами и разбился вдребезги, зле извергнув свою нечестивую душу.
Как же может быть хулой на Святого Духа утверждение, что подобные крещенные и верующие служат сатане и бесам его? Разве уверование и крещение автоматически избавляют человека от доступа сил зла и приражений греха? Или гарантированно доставляют спасение, добродетели, Боговселение и любовь Божию? Ясно, что нет!
Называть вещи своими именами, обличать зло прикрытое видимостью добра и порок, прикрытый видимостью добродетели, и лжецерковь прикрытую видимостью церкви есть не только не хула, но дело Богоугодное и весьма похвальное. Так поступал Сам Господь, Его апостолы и Его святые угодники!
Если человек был "крещен" не в одной единственной истинной Церкви Христовой, которую на земле основал Сам Господь, то таковой не крещен вовсе, не просвещен и не стяжал Духа Святого! Господь есть Истина, и Он не покрывает, не одобряет и не потворствует лжи, лицемерию, заблуждениям и ересям! Вот почему Он не может войти в сердце омраченное ложью и ересью, также как и в душу оскверненную греховной мерзостью. Правая вера при твердом стоянии в истине и благочестивая жизнь - вот основание в человеке для прихода Бога, для доступа Его благодати!
2) О учениках Господних я уже сказал в первом пункте. Но на каком основании ты зачисляешь в ученики Господа находящихся трижды в прелести? Ведь прелесть это уклонение от истины (т.е. от Бога), это ложь принятая и усвоенная под видом истины! Отец же лжи и прелести, по слову Господа, диавол, он же Велиар, сатана, падший херувим, начальник зла. Что же общего у Христа с Велиаром и у света со тьмой?
Бог действительно поругаем не бывает и Он не оставит без наказания тех, кто пытается Его смешать (пусть в своем только сознании) со злом, тьмой и ложью!
Ложной есть и та мысль, что Он "так или иначе отверзнет очи слепому". На примере Иуды Искариотского, Симона волхва и многих других отступивших и не уверовавших во Христа людей мы видим, что это не так. Господь никого насильно не обращает и не удерживает. Если человек, люди, народы хотят оставаться в темноте и слепоте - то они в этом и остаются, переходя по смерти в вечную тьму!
О том, что ложной есть твоя мысль: " что верить - уже Благодать", похожая на протестантскую ложь:"уверовал - уже спасен", я уже сказал в первом пункте.
3) То что Господь Сам привел тебя - это еще не факт. Люди приходят к вере по разным причинам и далеко не всегда их ведет Сам Господь. Достаточно вспомнить примеры с тем же Симоном Волхвом и Иудой Искариотским.
И уж совсем не верно, что тебя "привели "в Истинную Церковь Христову, ибо существует очень много подделок под Нее. Понятно что Дух Святой никакого отношения к этому не имел и не мог иметь.
Непонятно твое употребление фразы Господа: "По плодам их узнаете их." (Мф.7,16) Ты пропустил первое "их" и не обратил внимание на контекст. указывающий о ком говорил Господь. А говорил Он о лжепророках. Ты же прикладываешь это к себе. Разве ты лжепророк?
Фраза: "Никто из нас не праведен" - не правомочно. Ты можешь так заявлять только о себе. Иначе ты осуждаешь святых людей, например великого праведника о.Иоанна Кронштадтского чудотворца, которым Церковь дала наименование праведных!
Если действительно твое отношение к личности Иисуса Христа изменилось в благую сторону, то это хорошо. Но это нисколько не доказывает, что твое новое отношение богоугодное. И некоторые еретики, и прелестники, и держащиеся заблуждений, и гордецы тоже уважают Иисуса Христа.
Исказил ты и евангельский текст, где речь идет не об очищении, а об омытии ног:
Ин.13:
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
А об очищении сказано:
Ин.15:
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4) А я не сомневаюсь, что Благодать Божья есть на мне и что говорю по вдохновению Духа Святого. Если бы сомневался - не говорил бы.
Находящиеся в прелести и еретики тоже всегда уверены что Благодать на них. Но это разного происхождения уверенности. У еретиков и обольщенных - от гордости, самоудостоения, самомнения, высокоумия, слепоты духовной и действия бесов. У истинных проповедников - от удостоверения Божия и тщательной сверки с признаками, указанными у святых отцов Церкви.
В данном случае быть уверенным что на мне Благодать и я вещаю от Бога важно и нужно тебе самому. И если ты в этом уверен, то почему прекословишь Благодати? И пытаешься утвердить свое?
5) С одной стороны ты видишь перемены, а с другой сомневаешься. Надо подробно исследовать признаки твоих "перемен" после "причастия". Да и где, и у кого ты причащаешься? и чего? У МП нет ни спасительной благодати, ни благодатных Таинств, ни Причастия!
А о том, что недостойно причащающиеся попадают во власть бесов и даже может после причастия из рук Самого Христа войти в сердце человека сатана я говорил в проповеди "О достойном и недостойном причащении Святых Таин", ссылаясь на преп. Симеона Нового Богослова.
Вывод: причащаться из Чаши Жизни нужно, важно и необходимо, и желательно как можно чаще, но только при наличии всех святоотеческим условий:
- если есть доступ к истинной Церкви и служителю Ее.
- если сам причащающийся человек стоит в истине.
- если человек обучен покаянию и пребывает в нем, особенно когда идет к причащению Святых Даров.
- если человек причащается достойно, без греха и с чувством сокрушения о грехах и немощах своих.
- если человек рассуждает Тело и Кровь Христовы, созерцает их духовно, подходит к Ним с должным чувством.
- если человек имеет истинные плоды, проверенные по святоотеческим признакам, после причащения.
6) Книга святого Амвросия Медиоланского хорошая и полезная, но ее еще надо правильно воспринять и понимать.
Что касается слов Господа:"Милости хочу, а не жертвы", то их надо правильно понимать и прилагать. Господь говорит об отношении к грешным людям вообще. К таинству Евхаристии, в котором приносится безкровная Жертва, они не имеют никакого отношения.
Не стоит заблуждения отдельных братьев переносить на всю Церковь - это так. Но Церковь через своих служителей обличает заблуждения и отсекает заблудших в вере от церковного общения, а то и анафеме предает, до полного покаяния и отвержения заблуждений - и в этом любовь!
Если мы в первую очередь человеки, то падшие, грешные и погибающие! Вот почему нам так нужен Спаситель Иисус Христос, Который обретается только в Церкви Своей! А то, что Церковь Его в человеческой истории вынуждена менять Свое наименование, причем по воле Божей и внушению Духа Святого: христианская - православная - истинно-православная - филадельфийская, то это не есть "навешивание ярлыков", а объективная нужда отделять Ее от подделок под Церковь и плевел дьявольских ради спасения душ произволяющих спастись!
А суть одна: один Господь, одна вера, одна Церковь, одно спасение!
Не надо также искажать место из
Мф.19:
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Или
Лк.18:
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Выражение "человекам это невозможно" не означает, что нельзя спастись вообще, но что нельзя спастись без Бога и стяжания от Него спасительной благодати!
И в отношении вопроса как спастись надо точно приводить Евангелие:
Мф.19:
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Лк.10:
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Очень важно заметить, что Господь сказал "соблюди", а не "соблюдай", как у тебя! Только принесшему плоды и побеждающему дается спасение, и претерпевшему за заповеди до конца.
Важно и то, какие Господь указал заповеди, которые все сводятся к любви ко Господу Богу и ближнему.
7) Какая Церковь правильная? Да та самая о которой Господь сказал:
Мф.16:
18 и Я говорю тебе: ты -- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Мф.18:
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
И та, о которой Деяния говорят:
Деян.2:
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Деян.5:
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Деян.20:
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
И о которой апостол Павел говорил:
1Кор.12:
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
Еф.1:
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Еф.3:
10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, ...
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Еф.5:
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Другое дело как сегодня найти Ее на земле!
Церковь не может осыпать бранью. Это могут делать отдельные люди. Но здесь следует различать ругань по действию бесов и страстей, и обличение, с праведным гневом, еретиков, отступников, служителей демонов, слуг и предтеч антихриста-зверя, хулителей, богоборцев и прочих душегубцев и нечестивцев. Обличение есть важное и богоугодное дело служителей Церкви.
Это учение святых отцов Церкви. Приведу пример из творений святителя Иоанна Златоуста:
"Не раз говорил я вам, возлюбленные мои, про безбожных еретиков и снова умоляю, чтоб не объединялись мы с ними ни за едой, ни за питьем, ни дружбой, ни любовью: кто это делает, чужим делается Церкви Христовой. Если кто и ангельской жизнью живет, но с еретиками связан любовью и дружбой, чужд таковой Господу Христу. Кто не может насытиться любовью к Владыке Христу, тот не может насытиться и ненавистью к врагам Его."
И если действительно не считать себя выше Учителя Своего Иисуса Христа и святых учителей Церкви, то не должно любить врагов Божьих смиренной, нежной и ласковой любовью, но отвергать, презирать, гнушаться и ненавидеть их, как делал Господь и другие учителя Церкви! Иначе мы даем Господу целование Иуды, т.е. предаем Его за призрачное желание казаться любящими перед миром сим. Господь же заповедал любить СВОИХ ближних и врагов СВОИХ, а не Его или Церкви! А кто любит врагов Божьих, тот сам становится в их разряд и эти сам против себя свидетельствует! А врагу Божьему кто поможет?
На такую "любовь" к еретикам, отступникам и прочим врагам Бога и веры дерзают представители МП и прочих отступников по лицемерию своему. Этим они показывают, что чтут Бога лишь устами, формально, мертво, лживо и лицемерно, а сердца их далече от Него! Кто горит в сердце любовью к Богу, тот не может сносить хулу и ложь на Возлюбленного Господа и Церковь Его!
Пс.138:
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
8) Неверно говорить, что любовь и гнев есть разные явления! Любовь может проявляться праведным гневом. Мы видим этот гнев и у Христа Господа, когда Он обличает фарисеев и книжников, когда переворачивает столы меновщиков и бечевой веревкой разгоняет торгующих в храме. Евангелие и прямо говорит, что Господь гневался и что будет еще будущий гнев.
Мф.3:
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Мф.18:
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Мф.22:
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Лк.14:
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
Лк.21:
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
Ин.3:
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Мк.3:
5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Итак, вполне совершенно доказано, что Иисус Христос гневался и одобряет гнев праведный на врагов Божьих.
Приведу свидетельство и от святых отцов из святителя Иоанна Златоуста:
Из толкования на Евангелие от Матфея:
"Гневающийся на брата своего всуе, повинен будет, суду, говорит Христос. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, по тому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других.
Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу (Рим. XII, 19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: почто не паче обидими есте; точию не, паче лишени бываете (1 Кор. VI, 7)? Как этот последний гнев излишен так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским.
Итак, не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев неблаговременный, почему и пророк сказал: гневайтеся и не согрешайте (Псал. IV, 5). Иже аще речет брату своему: рака, повинен будет сонмищу. Сонмищем здесь Господь называет судилище еврейское. Он упоминает о нем теперь для того, чтобы не подумали, что Он во всем вводит новое и небывалое. Слово - рака не составляет большой обиды; оно выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому, как мы, приказывая что-нибудь слугам и другим низкого состояния людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирским языком употребляют слово - рака вместо слова - ты.
Но человеколюбивый Бог, чтобы предотвратить большие обиды, хочет прекратить и самые малые, повелевая нам во взаимном обращении соблюдать приличие и надлежащее Друг к Другу уважение. Иже аще речет брату своему: уроде, повинен будет геенне огненней. Для многих эта заповедь кажется тяжкою и неудобоисполнимою, потому что кажется невозможным, чтобы мы за одно простое слово подверглись столь великому наказанию; и никоторые полагают, что это сказано скорее гиперболически. Но я страшусь, как бы нам за то, что будем обольщать себя такими словами здесь, не потерпеть жесточайшего наказания на самом деле там."