Вопрос №469
Правильно ли толкование о стигматах на теле апостола Павла?
Роман
, Detroit, USA
24/11/2002
Батюшка, благословите.
Здравствуйте, о.Олег, пишет Вам Роман из Детройта.
Батюшка, объясните, пожалуйста, о каких язвах говорит апостол Павел в послании к Галатам?
Гал.6:
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
Правильно ли толкование, что здесь описываются стигматы на теле Павла?
Спаси Вас Господи.
С уважением, Роман.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит тебя, Роман! Мир тебе!
Толкование приведенного тобой стиха, что язвы -- это стигматы, в католическом понимании, не правильное.
Истинная Церковь Христова, какою после отпадения римо-католиков осталась Восточная православная церковь, не знает такого явления как стигматы. Ни один святой отец Церкви никогда не упоминал об этом явлении, как о благодатном или от Бога происходящем. Не знали этого явления и первоапостолы, включая великого Павла.
Стигматизм, или появление стигмы, стигматов (греч.stigma, stigmatos -- укол, рубец, пятно, знак) -- покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых "глубоко верующих" римо-католиков в тех местах, где, согласно Евангелиям, у распятого Иисуса Христа были раны от тернового венца и гвоздей (чаще всего на ладонях рук) -- это чисто католическое явление, которое стало появляться у них после отпадения от истины и благодати. Римо-католики воспринимают это явление за чудо божественного происхождения. На самом деле, это чисто чувственное явление, не имеющее никакого отношения к Богу и божественной благодати. Кроме демонического происхождения этого явления опытной наукой установлено, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению и болезненная чувствительность, свойственная больным истерией. Такие случаи хорошо известны медицине и вне религиозного контекста.
С духовной точки зрения, в механическом повторении ран (а не язв) Христовых на теле человека в буквальном проявлении нет никакого смысла. Более того -- это богохульно! Господь, как свидетельствует Писание, раны и болезни наши (всех людей) понес! Вот почему подобное явление показывает, что Он, якобы, чьи-то раны не взял или не донес.
Данное место у апостола Павла нельзя понимать буквально. На это указывает первая половина фразы: "Впрочем никто не отягощай меня..." И вторая половина о язвах служит объяснением первой, а вовсе не хвастовством стигматами. Если вторую половину принимать за чувственные язвы (хотя у Господа были раны: сравн. Ин.20: 25"Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю." ), то "отягощение" в первой половине должно понимать как нанесение новых ран или физической нагрузки на старые, что нелепо и не согласуется с контекстом предыдущих стихов.
Вот этот контекст в полноте:
Гал.6:
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Очевидно, что если язвы -- это физические раны, то слова 14 стиха тоже надо понимать буквально, т.е. что апостол Павел физически распят на деревянном кресте и с него проповедует. Тогда "понятно" откуда у него "раны" (ведь не сам же он пробил себе руки и ноги). Трудно найти более абсурдное и нелепое толкование!
И в 15 стихе Павел подчеркивает, что во Иисусе Христе ничто не значит ни обрезание (а стало быть, и другие всякие физические раны), ни необрезание, а новая тварь.
Для чего же новой духовной твари, воссозданной во Христе Иисусе, протыкать тело и наносить раны? Тогда и уверение Фомы становится безсмысленным, ибо много других людей ходят с "поддельными документами" (т.е. стигматами). Вот почему подобные раны уже не могут служить уникальным и неповторимым свидетельством, подтверждающим личность Богочеловека Христа по воскресении Его!
В 16 стихе апостол Павел одобряет поступать по сему правилу (т.е. это не исключение или чудо -- а правило, чтобы распинать себя миру, а мир себе!) всем верным и Израилю Божию, т.е. всей Церкви. Безумно полагать, что этим правилом является требование всем членам Церкви иметь стигматы!
Вот почему правильным толкованием будет понимание распятия себя в духовном смысле -- достижение безстрастия, ношение креста Христова -- как многоскорбного трудничества в деле преобразования себя в новую тварь, в чем заключается главная цель христианина, а ношение язв Иисуса Христа на теле (телом названо христианское жительство) -- это ношение или претерпевание различных гонений, поношений, оскорблений, унижений, издевательств, ругани, побоев, темниц, изгнаний и прочего подобного, что попустит нам Бог, ради Христа! Об этом и Господь говорил в высшей 9-й ступени блаженств Нагорной проповеди:
Мф.5:
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Итак, апостол Павел засвидетельствовал о себе, что он достиг этой высшей духовной ступени и высшего блаженства.
И из мирского лексикона мы знаем, что слово "язвить" означает резко и оскорбительно говорить.
Интересно заметить, что сами необратившиеся иудеи, неистово жаждущие убить Павла, назвали его язвою их общества:
Деян.24:
5 Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси...
Возмогай о Господе!