Вопрос №474
О деланных псевдостарцах - Крестьянкине, Берестове, Вырицком, Проскуре и др.
Михаил Жаров
, Торонто, Канада
29/11/2002
Батюшка Олег, благословите.
Меня интересует вопрос о старцах и старчестве.
Я изучал жизнеописания современных старцев и пришел в некое недоумение.
Что же это такое на самом деле?
То прочтешь перл черниговского "старца" Лаврентия Проскуры, что евреям для спасения достаточно соблюдать закон Моисеев.
То узнаешь, что "старец" Серафим Вырицкий собезьянничал и простоял тысячу дней на камне, воображая себя равным великому преподобному Серафиму Саровскому.
То удивишься румынскому "старцу" Арсению с его афонским "пророческим откровением" о конце мира в августе 2002 года.
То "старец" Рафаил Берестов призовет "сплотиться вокруг двух голов единого Орла", имея в виду двух кагебесов Ридигера и Путина.
Теперь вот еще один "старец" Иоанн Крестьянкин впал в старческий (в данном случае – без кавычек) маразм.
Объясните, пожалуйста, как же все это может происходить, если они – благодатные старцы, т.е. стяжали Духа Святаго?
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
А это все и означает, и свидетельствует, и доказывает, что в отступнических структурах нет истинных и благодатных старцев и Божьих угодников, а есть деланные псевдостарцы, с мифами и легендами вокруг них. Иногда Господь попускает для разрушения мифов впадать такому "старцу" в явный маразм (как, например, с Иоанном Крестьянкиным).
Надо отметить, что после отпадения какой-либо структуры от Церкви Христовой, помимо того, что она нагло продолжает себя почитать и выдавать за Церковь, она начинает создавать свой культ безблагодатных "святых". Делается это с целью убеждения своих невежественных последователей и окружающего мира в благодатности своей. Так поступали римо-католики после отпадения от Церкви. У них есть и подлинные святые из периода их пребывания в Церкви, и есть лик новосозданных "святых", которые были прелестники бесовские или самообольщенные люди.
Отступнические структуры выбирают для своих "святых" не кого попало. В это число заносят лучших представителей, которые имели авторитет в их среде и какие-то добродетели.
Часто это были люди благонамеренные, которые имели общение с истинными подвижниками духа (до революции в России или в катакомбной церкви). От этого общения, от истинного Крещения, Миропомазания и рукоположения (в дореволюционной, Тихоновской или катакомбной Церкви) сохранился некий шлейф духовного обаяния, некое остаточное благородство, которое давало много преимущества этим "старцам" перед обновленцами МП и новыми попами. На этом багаже, который апостол Павел именует видом благочестия, и на фоне неопопов "в законе" они еще выглядели вполне прилично, чтобы обольстить тоскующих за силой благочестия и благодатью людей.
Сами эти "старцы", находясь в прелести и самообольщении, верили в свою богоугодность и благодатность, остальное дорабатывала молва и слухи, обрастающие в мифы. Со своей стороны чиновничество красной отступнической церкви помогало созданию их культа видимостью некоего внутреннего гонения (ибо эти лицемеры не любили даже вида благочестия) и созданием идеологии младостарчества. Эта идеология основывалась на реальных фактах попыток старчества молодых и неопытных попов. Подобное "старчество" справедливо и обоснованно критиковалось. Но одной критикой делу не поможешь, ибо нужны и живые примеры истинных старцев. За таких старцев и стали выдавать некоторых выдающихся личностей в "священном" сане, к которым по причине духовного голода тянулись люди (по пословице, что на безрыбье и рак рыба).
Мнимая гонимость, лицемерное благочестие, выпячивание внешним, идеология "младостарчества", мифологизация выбранных жизнью и обстоятельствами "старцев", помощь от бесов, которые старательно поддерживали эти мнимые авторитеты реальных душегубцев – вот что стоит за культом и деланием этих "старцев". Особый культ им создается после смерти. Здесь влиятельные лица МП (московского паханата) не гнушаются и не стесняются нисколько идти на явную ложь, подлог, выдумки и даже театральные постановки (известны случаи разыгрывания подставными людьми якобы беснования с последующим "исцелением" от воздействия "старца") лишь бы доказать "святость" и "благодатность" данного кумира. Подобно создаются мифы о "прозорливости" этих "старцев" и "чудо-делании". Здесь и бесы обольщают (нашептывая своему "старцу" на ухо нужное для эффекта), и люди привирают по обольщению или сознательно врут.
Но если судить по реальным плодам, как заповедал Господь, то тут непредвзятый человек и увидит то, что в малом привел ты и больше того.