Вопрос №488
Как бороться со страстями?
Иларион Слюсарев
, Toronto, Canada
12/12/2002
Батюшка благословите!
В вашей последней проповеди об уврачевании души Вы делаете ударение о крайней необходимости того, чтобы умолять Господа об уврачевании конкретных своих немощей падшего естества. Если таких немощей несколько, то стоит ли молить об уврачевании их всех (т.е. перечисляя каждую), или о какой-то одной -- до ее полного уврачевания, и затем переходить к следующей и т.д.?
Заранее благодарю вас.
Иларион.
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
По учению святых отцов порядок в борьбе со страстями подобен порядку в приобретении добродетелей. Как должно подвизаться о приобретении всех добродетелей, но особо стараться о какой-то одной (до ее получения или утверждения в душе), так должно умолять о всех замеченных в душе страстях, перечисляя их в молитве, но особо заботиться, выделять и усердно умолять господствующую страсть.
Например, человек имеет в себе гордость, тщеславие, уныние, самолюбие, сребролюбие, пристрастие к спиртному, курение, блудную страсть и расточительность (которая есть обратная сторона скупости). Ведущей же страстью, которая больше всего, чаще и сильнее других безпокоит его, он замечает на сегодня блудную страсть. В таком случае он может молиться так:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий и Спасителю мой, сжалься над окаянной и зле бедствующей душой моей, и благодатью твоею уврачуй мои лютые немощи, по причине которых я бываю обладаем блудной страстью (поставляем её первой, по важности борьбы с ней) гордостью, тщеславием, унынием, сребролюбием, пристрастием к спиртному и курению, самолюбием и расточительностью и всеми другими страстями, которые не вижу еще в себе.
Особо же припадаю к Твоей благости и молю, умоляю и мили си дею о избавлении меня от сильно мучащей блудной страсти и похоти, перед которой я безсилен. Исповедую лютую немощь мою в противлении ей. Зело немощен и умом, и духом, и волею, и произволением, и плотию, и сильно блудолюбив.
Помоги мне Господь как Сильный и Всемогущий и избави меня от лютой блудной похоти, и даруй мне силы от Твоей силы, крепости от Твоей крепости, мудрости от Твоей мудрости и благодати от Твоей благодати, да не грешу и не согрешаю блудной страстью и прочими немощами моими, да не погибну во веки!"
При чтении других молитв особое внимание уделяем блудной страсти (где она не упоминается, мы добавляем ее первой). При творении Иисусовой молитвы или чтении "Богородице Дево, радуйся..." после каждого десятка или сотницы молим усердно с поклонами о избавлении от блудной страсти и других страстей (общим наименованием "другие").
Особенно противостоим ей, когда чувствуем ее движение в себе (в помысле ли, в разжении ли, в поползновении ли), тогда молим только об угашении ее с поклонами и крайним смирением и уничижением (самоукорением) себя. И так поступаем с любой господствующей в нас страстью, пока она не будет уврачевана или хотя бы связана благодатью. Затем переходим к другой (о которой упоминали среди прочих), которая стала господствующей взамен ушедшей или связанной.