Вопрос №490
О значении запаха в христианстве
Андрей Масленников
, Новосибирск, Россия
16/12/2002
Уважаемый отец Олег!
Мне очень нравится ваша позиция в отношении догмы и предания православной веры, а также ваша разносторонность во взглядах.
В одном из ответов вы упомянули о "двойной природе благоуханий".
Будьте добры, подскажите, где можно подробней почитать по этой теме. Меня интересует вопрос об использовании и значении запаха в христианстве.
С уважением, Андрей Масленников
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Андрей!
К твоему сожалению я не могу указать на какой-то конкретный источник по интересующему тебя вопросу о запахах. Я встречал частные указания по этой проблеме у различных святых отцов в их деятельных главах, в житиях святых и патериках. Например, в "Аскетических опытах" святителя Игнатия Брянчанинова.
Известно, что запахи в христианстве имеют далеко не последнее место. Благодатные явления часто сопровождаются благоуханиями (необыкновенно приятными запахами). Демонические явления тоже могут начинаться для обольщения с приятных благоухающих запахов, но при их обличении всегда заканчиваются нестерпимым смрадом или зловонием.
В богослужении Церкви широко используются благовонные вещества, издающие приятные запахи. Здесь и запах чисто восковой свечи, и благоухание от ладана при каждении, и прекрасный запах мира (вещество, состоящее из набора особых благовонных масел, приготавливаемых первенствующим в церкви архиереем, и употребляемое для таинства миропомазания) и благовонных масел для помазания молящихся на утрени и для намащивания храмовых святынь и церковных предметов.
Из Предания Церкви известно, что одним из приятных компонентов будущей вечной жизни в Царствии небесном будет неизреченное и ни с чем не сравнимое благоухание. И наоборот, одним из девяти основных адских мучений будет ни с чем не сравнимое и неописуемое зловоние.
Известно, что дурные запахи (причем различные) имеют все греховные страсти. Многие из них являются еле уловимыми или неуловимыми по запаху своему для обыкновенного восприятия. Некоторые святые отцы, например Иоанникий Великий, по благодати Божией точно определяли по запаху страсти приходящих к ним людей.