Вопрос №493-2
О блаженной Матроне
Елена
, Москва, Россия
22/12/2002
Здравствуйте, батюшка.
В Москве есть мощи Блаженной Матронушки. Раньше она была захоронена на кладбище. К ее могиле всегда стояла очередь - люди стояли за... песком, т.е. каждому давался газетный кулек с песком с могилы, также несли туда живые цветы, бутылки с маслом, дежурившие там женщины проносили это масло и цветы над могилой, после чего масло (так же, как и песок) должно было обрести чудесные силы исцеления от алкоголизма, различных болезней и т.п. Все это похоже на употребление амулетов и талисманов, но, может, я ошибаюсь? Хотелось бы узнать Ваше мнение о Блаженной Матронушке, а также об употреблении "атрибутов" с ее могилы.
Спаси Вас Господи.
Ответ отца Олега Моленко:
Скорей всего речь идет о той Матроне, которая умерла в 1952г. и была погребена на Даниловском кладбище.
К самой этой блаженной Матроне я не определился. Из имеющихся под рукой описаний ей приписываются выражения, одни из которых вполне православны и мудры, а другие ошибочны (пророческие) или не совпадают со святыми отцами. Некоторые высказывания вообще неприемлемы для православного сознания и противоречат опыту святых. Это настораживает меня и не дает принять ее как святую. Возможно, виноваты переписчики, которые исказили речь блаженной.
Что касается описываемых тобой действий людей на ее могиле (даже если полагать ее за великую святую), то это не есть подобие амулетов и талисманов, ибо люди обращаются с верой не к демонам, а к святой. Но в то же время это не есть практика православной Церкви, тем более, когда это ставится на конвейерный поток. С одной стороны -- это свидетельство веры простых людей блаженной Матроне, с другой -- проявление их невежества. На этом фоне процветают дельцы от религии, которые устанавливают свои правила. Нигде и никогда в истории Церкви неизвестно, чтобы вещи освящались "проносом" над могилой, а тем более "заряжались" целебной силой! Это уже больше смахивает на чумаковщину в православной обвертке.
Преп. Серафим Саровский чудотворец говорил дивеевским сестрам, чтобы после его смерти они приходили к нему на могилку и все говорили как живому. Подобное возможно и с другими святыми угодниками Божьими. Можно приходить на могилу, молиться, просить помощи, облегчать душу и т.д. Можно иногда с верой и благоговением брать земельку с могилы и получать помощь или исцеление. Но приносить вещи для "заряжения" их целебной силой, да еще ставить это на конвейерный поток -- это все противно благочестию. К тому же, бесы получают тут поле для своей деятельности.
Возможно, такое неправильное направление Матронушкиной могилизации дало выражение, приписываемое ей, что после ее смерти ни в ком искать, дескать, нечего -- все в прелести, и ходить за окормлением должно только к ее могиле. Вот люди и ходят, и "окормляются", превратив ее могилу в заряжающее устройство конвейерных безпокаянных исцелений. Даже перед мощами великих угодников Божиих, перед известными чудотворными иконами, на гробе Господнем и других великих святынях, и в великом Таинстве причащения Тела и Крови Христовых (а на земле нет ничего выше и сильнее этого) люди редко получали и получают исцеления.