Вопрос №5-2
Допустимо ли толкование Апокалипсиса?
Алексей Марченков
, Россия
14/03/2002
Здравствуйте, отец Олег.
Попытаюсь разъяснить ситуацию. Святые отцы на протяжении истории остерегались толковать Откровение ап. Иоанна именно потому, что содержание этой книги может быть истолковано по-разному. И содержание данной книги не имеет такого спасительного значения для всякого верующего человека, в отличие от остальных новозаветных книг. По этой то причине книга Откровение и не сразу вошла в канон новозаветных книг и по той же причине не читается в Церкви во время богослужений. И это не просто случайность или совпадение (кстати об этом Вы на своей странице ничего не пишите). Книга Откровение рекомендована к "келейному" чтению, дабы не ввести людей в смущение, из-за разности толкований и тех событий о которых она говорит. Поэтому и свв. Отцы воздерживались, как правило, от толкований этой книги и Вы сами об этом пишите.
Так если свв. Отцы воздерживались, то уж неужели мы дерзнем? Неужели мы стали более опытными или более святыми, что нам Господь открывает тайны, а отцам - нет? А вот свт. Игнатий как раз говорит о другом, о том, что наставников и опытных руководителей все меньше и меньше становится и духовное оскудение наступает.
Чистота Православия заключается не в том, чтобы толковать Апокалипсис, как Вы об этом пишите в письме, а в том, чтобы истинно веровать в Господа Иисуса Христа и избегать соблазнов и уж тем более, опасаться соблазнить других, неопытных людей. На мой взгляд, материалы на Вашем сайте относятся именно к этой категории. Представленное Вами толкование некоторых мест Апокалипсиса применительно к современным и будущим событиям может вызвать соблазн для неопыных пользователей сети. В данном случае православное учение заключается в воздержании от поспешных толкований Апокалипсиса. А если и возникла такая потребность то почему бы не обратиться к свв. Отцам: ведь есть же толкование св. Андрея Кессарийского и др. отцов, которые отличаются воздержанностью.
Православные христиане во все времена ожидали второго пришествия Спасителя и соответственно готовились к тем событиям, которые будут его предварять. Но при этом они эти события воспринимали совершенно спокойно, о чем нам и свидетельствует церковное предание (а не МП, как Вы пишите). Православные ожидали Христа, а не антихриста. Об этом и говорит книга Откровение в последних своих словах: "Ей, гряди, Господи Иисусе!". Они веровали во Христа, а не боялись антихриста: "Кто нас отлучит от любви Христовой...". Ни действительность, ни сложившаяся ситуация в мире, ни военные конфликты и их обсуждение в свете толкований Откровения - ни это занимало ум и внимание православных христиан, а сам Христос. Так будем же проповедывать о Христе, о Его любви к нам грешным, о Его милостях, о Его искупительных страданиях ради нас грешных, а не о звере и его числе.
К сожалению, сейчас стало очень модным больше говорить об антихристе, о 666, о всевозможных явлениях кончины века сего, но при этом никто совсем ни говорит о Христе. Православная вера превращается в какую-то старшилку, ужастик если хотите. А ведь православная вера должна о Христе говорить и проповедывать. Разве кроме Апокалипсиса не о чем больше в православии говорить? Разве только в Апокалипсисе Слово Божие?
Поэтому я абсолютно не препятствую распространению Слова Божия, как Вы пишите, а наоборот всячески стараюсь говорить о Христе, и об этом свидетельствует наша православная деятельность в интернете. Но в то же время стараюсь не допустить соблазнов, о которых я уже говорил.
Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес и за желание скорого моего вразумления и покаяния. (Сам того ненасытно желаю.)
Со своей стороны желаю Вам радости, Божией благодати в Вашем служении, в проповеди и свидетельствовании о Христе!
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуйте о Господе, Алексей Марченков!
Благодарен вам за разъяснение вашей позиции. Повторюсь, что отказать в регистрации - это ваше право, но вот обвинять в неправославности мои суждения огульно и бездоказательно никто не вправе. Поверьте, что я очень хорошо знаю учения святых Отцов Церкви, в том числе и по отношению к книге Откровения. Вижу, что и вы человек знающий и начитанный. Тем легче мне будет аргументировать к вам.
Да, святые Отцы заповедуют осторожность, но не только к книге Откровения и Писанию вообще, но и в отношении всех духовных предметов и деланий, в т.ч. и к молитве Иисусовой. Но осторожность вовсе не означает оставление молитвы или других деланий. Книга Откровений не читается в храмах, в том числе и у нас, но она входит в канон Нового Завета, и ее читатель и слушатели ублажаются Господом. Но ведь вебсайт - это не храм Божий! Я не просто писал о воздержании святых отцов в толковании этой книги, но и объяснил, почему они так поступали тогда и почему это стало возможным в наше время тому, кому Бог благословит.
Отступление налицо и сроки приблизились. Вот почему в наше время правильное понимание близгрядущих событий имеет важнейшее значение для спасения души!
Иначе зачем было Господу и даровать эту книгу, да еще с указаниями 1260 дней, 42 месяцев и прочими подробностями, которых по-вашему нам знать незачем? Зачем она, если ее нельзя ни понять, ни объяснить никому и никогда? Зачем и Иоанн Богослов призывает сосчитать число зверя, если это не имеет никакого значения для спасения? Выходит по-вашему, что это Иоанн Богослов соблазняет рабов Божиих, да еще по указанию Господа! Вот до какой хулы вы договорились, может, сами того и не ведая. Пусть же сам Иоанн Богослов и взыщет с вас за это.
Ваше утверждение об осторожности, от вашей меры и вашего смирения, похвально для вас, но неверно в приложении ко всем. На каком основании вы включили в ваше «мы» меня, и современных святых, сокрытых от мiра? Вы можете говорить и смиряться только за себя. Пред Господом не все равны, как не все имеют равные дарования. Святые Отцы прошлого мудро воздерживались, ибо Бог им не благословлял знать и говорить о далеких для них событиях. Ныне пришло время знать и говорить об этом. Тот же свт.Игнатий Брянчанинов писал слово на кончину мiра и об антихристе, и проповеди говорил об этом. Архиепископ Аверкий Таушев, муж благодатный, написал толкование на Апокалипсис. Не говорю уж о С.Нилусе и Льве Тихомирове.
К тому же вы лицеприятны и лицемерны и несправедливы, так как зарегистрировали сайт «Апокалипсис» Андрея Мазуркевича, где он толкует его в отношении к России и называет Горбачева антихристом. Что это у вас за избирательность? Коль нельзя – то всем! Или Андрей святее святых, или даже меня? Или его сайт не соблазняет? К тому же я пишу свою статью о числе зверя и в конференции на его сайте. Выходит, что косвенно вы зарегистрировали меня.
Можно заподозрить вас в подобострастии и в подыгрывании его сайту. Но ведь именно существование этого сайта с его вариантом толкования и подвигнули меня давать другое, по-моему, правильное толкование на отдельные места Откровения.
Понятно, что чистота православия не только в толковании Апокалипсиса, как и тело не только в руке или глазе. Но без глаза или руки человек неполноценен и именуется калекой. Так и православие без Апокалипсиса неполно и ущербно. Одна крайность - сосредотачивать внимание только на этой книге, другая – вовсе игнорировать ее и понимание ее. Разве истинная вера в Господа Иисуса Христа не отражена в Откровении? Или она не включает в себя этой книги? Зачем же вы сами цитируете из нее: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»?
Насчет соблазнов я вам скажу : надо избегать их и никого не соблазнять, но не против истины и воли Божией. Прочтите у того же свт.Игнатия о грехе соблазнения в статье о фарисеях. Ведь это - тяжкий грех и недуг духовный. Соблазнялись фарисеи на Господа, и на Его слова, и на Его чудеса, и на Его апостолов. А один преподобный отец как-то сказал некоему: "меня не соблазнило, что ты соблазнился".
Речь идет о том, чтобы не подавать повод к греховным соблазнам и не соблазнять на грех. А если кто соблазняется на истину и правду Божию, так это его грех и беда.
Вы пишете о «соблазнах» от моей статьи очень пространно, огульно и бездоказательно. Это все равно как я бы стал, например, обвинять вас в мужеложстве на основании того, что вы действительно стояли на улице и говорили с каким-то мужчиной -> А ведь с мужчиной может быть такой грех -> Вот вы и согрешили...
Нет так дело не пойдет! Напишите конкретно и подробно: какое мое утверждение к какому соблазну ведет, и кого именно ведет!
Удивительно то, что по-вашему, именно само толкование мест Апокалипсиса ведет к соблазнам, в то время, как мiр и интернет преисполнены подлинных соблазнов. Да ведь и пришествие зверя будет величайшим соблазном для многих людей! Так вот мое предупреждение против этого соблазна всех соблазнов вы именуете соблазном! Но это воистину и есть соблазн.
Не верите мне – хорошо! Поверьте святому Афанасию Великому, который писал, что те, кому открыты признаки антихриста, не должны скрывать их, но щедро передавать о них остальным верным. Выходит, ваше понимание - против этого Великого Отца Церкви! Получается, что это у вас неправославное учение по этому вопросу, а не у меня. Приведите мне хоть одно ясное свидетельство хоть одного святого Отца Церкви о запрещении читать ( не об осторожности ) и толковать ( не новоначальным ) Апокалипсис, или не проповедывать о признаках антихриста. Не найдете ни одного, ибо их у святых Отцов нет! Или приведите мне хоть один канон Церкви, который бы запрещал это. Таких тоже нет. На чем же, простите, основано ваше «православное» учение по этому вопросу? Разве, что на мнении современных духовно слепых «архиереев» да «старцев», которые сами не видят, поэтому и другим не дают.
И кто дал вам право решать за Господа - кто святой, а кто нет? Разве святые Отцы писали свои труды когда уже были канонизированы? (кроме преп.Нила Мир.)
А преп.Симеон Новый Богослов писал, что кто говорит, что в настоящее время благодать Святаго Духа умалилась и не так действует в современных достойных ее сосудах как прежде и у древних святых, тот хулит Духа святаго и впадает не в одну, а во все ереси сразу! Страшное слово, но истинное! У Господа во все времена, даже в самые тяжкие, найдутся духоносные рабы Его. Он же обетовал, что будет с верными до скончания века. Что им дано знать тайны Царства небесного. Что Он не начинает никакого дела, пока не откроет о нем наперед рабам Своим. Никто не может взять на себя никакого служения о Господе, если это не дано будет ему свыше!
И я не по своей воле проповедую, но по Божьей воле и с благословения святых Божиих людей. Я не выше Отцов и не святее Их, тем не менее и мне дана благодать в мою меру и дар разумения Писаний и другие дары, за которые Господь взыщет с меня, если закопаю их в землю нерадения и лжесмирения.
Богу угодно открыть свои тайны не мудрым века сего, но младенцам и худому мiра. И если Ему угодно было дать мне дар разумения Писаний – это Его дело и воля. Зачем же вы завидуете, не имея, и судите по себе и своему состоянию?
Да, по слову свт.Игнатия уже в 19 веке сосудов Духа Святаго стало так мало, что можно сказать, что их нет. Тем не менее, Бог явил св.Праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца и свт.Иоанна Шанхайского и Сан-Францизского чудотворца и иных. Представьте себе хоть на минуту, что на моем месте о.Иоанн в его земной жизни, теперь приложите ваши рассуждение к нему (еще неизвестному и непрославленому). Видите, какой может выйти конфуз. Ведь вы же не знаете ни меня, ни моего служения, ни моей жизни, ни благодатных плодов ее.
А ведь благодать ( скажу вам честно как есть ) и через меня исцеляла людей, в т.ч. смертельнобольных и изгоняла бесов и прочее совершала. Конечно, вы можете сказать: ну вот, еще чего, сравнил себя с о.Иоанном Кронштадтским, хвастает чудесами – все ясно, он в прелести. Что ж, и Господа называли Вельзевулом и чудеса Его бесовскими. Но бойтесь похулить Духа Святаго, ведь этому греху нет оставления даже в будущей жизни. Апостол Павел говорил, что в нем живет Христос, и никто не считал его в прелести.
Св.Иоанн Кронштадтский писал, что он живет во Христе и исцеляет Его силою, и мертвых воскрешает, и многие верили ему, хотя были и такие, которые считали его в прелести. Например, оптинский старец Амвросий не понимал подвиг о.Иоанна и осуждал его, как об этом с сожалением писал сам о.Иоанн. Если такие духовные мужи ошибались в своих оценкак, то что о вас говорить. Итак, не обобщайте для всех, ибо 99 раз попадете, а в 100-й промахнетесь!
Что касается св.Андрея Кесарийского, то я учитываю его толкование, как и других Отцов. Но он жил 1,5 тысячи лет назад, и ему не дано было всего разуметь из-за отдаленности событий и их неактуальности для него и его окружения. Писал же он для того, чтоб удовлетворить любопытство современников. Поэтому его толкование не подходит к нашим дням.
Что касается ожидания второго пришествия Господа и явления антихриста, то и здесь вы погрешаете в своих суждениях. Достаточно указать на место из 2-го послания св.ап.Павла к фессалоникийцам, гл.2, стт.1-12. Если бы с этим вопросом не было тогда проблем и все было спокойно, как вы утверждаете, то для чего бы св. Апостол писал: «Молим вас братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании, к Нему не спешить колебаться умом и смущаться ... Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление, и откроется человек греха, сын погибели...»
Как видите, вопреки вашему мнению, и в среде первых христиан и колебались умами и смущались и неправо мудрствовали по этому вопросу, почему и нуждались в подробном научении от апостола. И смотрите! Говоря о пришествии Господа, предупреждая от обольщения по этому вопросу, апостол Павел – опять вопреки вашему мнению, что надо говорить только о Христе, а не об антихристе – вдруг, о диво!, говорит об антихристе и его признаках, причем подробно.
Если это было важно две тысячи лет назад, то не тем ли более это важно сегодня в канун пришествия зверя! Или сегодня христиане лучше тех? Или в лучшем положении? Или отступление лучше роста и расцвета Церкви?
Итак мы видим, что христиане тогда ждали Христа, но не забывали и об антихристе. И св.апостол Иоанн, прежде чем возгласить: «Ей, гряди, Господи Иисусе!», много пишет и о драконе, и об антихристе и о лжепророке, и о начертании зверя.
Святые отцы не боялись антихриста, но страшились времени его. Прочтите у преп.Ефрема Сирина Слово об антихристе. Он за много столетий до его выхода от лица наших современников и ужасается, и страшится, и плачет о нас, и просит молиться, чтобы не дожить до него и никогда не видеть зверя. Выходит, что и в этом вопросе вы уклонились от учения святых Отцов, заменив его своим мнением.
И не надо лукаво противопоставлять проповедь о Христе, Его искуплении и прочее – проповеди о признаках зверя. Одно не отрицает другое, но дополняет. Ведь святые Отцы пишут не только о добродетелях и свв.Ангелах, но и о страстях и лукавых бесах.
Не знаю насчет моды говорить об антихристе и о 666. Я говорю не по моде, а по нужде крайней. Более того, я как раз и говорю против этой моды и против «страшилок» с ИНН, штрихкодами и 666. Если вы внимательно прочли мою статью, то увидели бы это. Статья еще не закончена и ее надо перечитать всю и несколько раз, чтобы вынести взвешеное суждение.
Я не собираюсь толковать весь Апокалипсис, а только то, что мне открывает и внушает благодать Божия. Толкование же это взято еще для того, чтобы привлечь людей. Ему у нас на сайте будет отведено не более 5%. Остальные 95% отводятся под проповеди о Христе, покаянии, молитве, борьбе со страстями и др. спасительным предметам. На сегодня уже есть 27 дисков по 70-75 минут в формате мр3, и с каждым воскресеньем и праздником будет добавляться по диску. Получается, что вы из-за 5% толкования на некоторые места Откровения, отвергаете и 95% хлеба насущного – покаяние!
Благодарю за ваши пожелания в адрес моих проповедей и свидетельства о Христе, но выглядят они лицемерно, ибо на словах желаете одно, а на деле делаете другое. Простите за длинное письмо и резкие высказывания, но истина дороже!
Пусть же сам Великий апостол Иоанн Богослов взыщет с вас за ваше противление его святой книге.