Вопрос №508
Может ли человек что-то изменить?
Алексей
10/01/2003
Здравствуйте!
Возникло сразу два вопроса.
1. Может ли человек что-то изменить? Если заранее известно, что будет, и ничего нельзя изменить ни в личной жизни, ни в глобальном плане, то меня мучает такой вопрос. Не получается ли так, что все грешные люди ни в чем не виноваты, так как они ведут себя так, как предначертано, и при всем желании ничего не могут изменить? Конечно, звучит как-то неправильно, но такие мысли проскальзывают. Убедите меня, что у каждого есть шанс на лучшее, что если человек очень захочет исправиться, то имеет на это шанс. Так хочется в это верить.
2. Вы когда высчитывали дату конца света, считали, что век подразумевается как ровно 1000 лет. Однако в ответе на вопрос 504 о тысячелетии, говорите что век подразумевается не ровно 1000 лет, а в значении "много". Можно тут немного растеряться, так как неувязка получается.
Ответ отца Олега Моленко:
1) Любой человек может изменить себя покаянием, вхождением в Церковь и стяжанием благодати Духа Святого. К этому он и призван Господом Богом, чтобы стать новым творением во Христе!
Святые люди, достигшие дерзновения у Господа Бога, могли изменять судьбы людей, народов, природу и природные явления, условия, Божьи решения и т.д. В Священном Писании и в истории Церкви есть множество тому примеров. Достаточно вспомнить покаяние жителей Ниневии от проповеди пророка Ионы. Ниневия была осуждена Господом Богом на уничтожение, но своим покаянием жители изменили Божье решение и суд.
Мысль, что все наперед определено в личной жизни и в глобальном плане, есть вполне ложная и еретичная мысль. Вера в подобную чушь называется фатализмом. В среде отступивших посредством протестантизма христиан подобное лжеучение развивал Кальвин.
Подобное заблуждение возникает от смешения совершенно разных понятий: Божьего всеведения (в т.ч. знания всего наперед) и человеческого выбора по дару свободной воли. Когда человек переносит свое немощное рассудочное (плотское) суждение о Божьем всеведении (как и вообще о чем-нибудь Божественном), тогда он неизбежно впадает в ошибку и допускает ложный вывод, что раз Бог знает наперед то-то и то-то, а сильнее Бога никого нет, то нет никакой возможности изменить то-то и то-то. В таком случае, если то-то и то-то будет греховным, то как можно обвинять в этом и судить за это конкретных людей, соделавших то-то и то-то? Так одна ложная мысль рождает следующую, которая оправдывает греходелание людей, та рождает следующую и возникает лжеучение.
На самом деле, не только Божье знание никак не влияет на выбор человека или его свободу, ибо оно отстоит от человеческого на недостигаемую безконечность, но и человеческое знание наперед ничего не значит.
Простой пример: некоторый человек в автомобиле разгоняется на большой скорости в сторону бетонной стены. Другой человек, наблюдая за этим, заранее знает, что будет с автомобилем и водителем. Разве это знание постороннего человека повлияло на выбор и решение водителя разбиться? Конечно, что нет! Так и Божье знание о нас ни коим образом не влияет на нашу свободную волю и наш выбор. Именно наличие свободы воли в разумных творениях (ангелах и человеках) привело к греху. В этом смысле грех есть злоупотребление свободной волей.
Итак, Господь Бог знает то, что мы выберем, а не знание Его о том, что мы выберем заставляет нас сделать его. Если мы выберем лучшее, другое или противоположное, то Он будет знать это.
Выходит, что все в наших руках. А сильнейшим средством к изменению является благодатная молитва. Если бы ничего нельзя было изменить, то зачем и молиться?
Подобные мысли должно отбрасывать, как бесовские внушения.
2) Никакой неувязки нет. В жизни бывает, что мы говорим: я тебе 100 раз говорил, и т.п., и это в смысле "много раз". В другом случае мы конкретно даем 100 рублей или бежим на 100 метров и т.д., и это конкретных 100. Точно так и в Писании число употребляется либо конкретно: 1000 лет = 1 день, или в смысле порядка (десятки, сотни, тысячи) и множества: 1000 лет = много лет от Первого до Второго пришествия Господня, которые измеряются тысячелетиями.