Вопрос №534
Почему о.Иоанн Кронштадтский пожертвовал деньги на синагогу, там же хулят Христа?
Vladimir L.
, France
30/01/2003
Батюшка, здравствуйте!
Мой вопрос к Вам касался случая из жизни о.Иоанна Кронштадтского, когда он пожертвовал деньги на строительство синагоги. Я получил Ваш ответ, но хотел бы уточнить вот что.
Этот факт из жизни праведного о. Иоанна очень важен. Я хотел бы им воспользоваться, чтобы прояснить для себя один важный момент. Из Вашего ответа я понял, что прав. о. Иоанн соблюдал "золотую середину" – никаких уступок в вере, а лишь к нужде человеческой.
Лично для меня, придерживаться "золотой середины" – большая проблема. Трудно мне иногда, с одной стороны соблюсти заповедь, а с другой – за буквой не проглядеть душу человеческую. Сразу оговорюсь – не хочу судить, хочу разобраться. Он (прав. о.Иоанн) снизошел к немощи человеческой – дал деньги на строительство.
Но строят ведь СИНАГОГУ. Получается, несчастные простые иудеи заблуждаются в главнейшем – в вере, а мы потакаем их заблуждению, дескать, вот вам, бедные, деньги, идите достройте свою синагогу и продолжайте в построенной синагоге хулить Христа и вообще сидеть в своей духовной темноте. Где же тут истинная любовь ? Я понимаю – пожертвовать иудеям деньги на еду, на строительство жилья, но с синагогой мне не ясно.
Спасибо за пояснения.
Ответ отца Олега Моленко:
К святому батюшке Иоанну эти иудеи обратились сами, прося материальной помощи. И без этого пожертвования они бы построили синагогу все равно и, скорее всего, из-за экономии на еде и прочих житейских нуждах. Так что пожертвование батюшки касалось и этого (еды, жилья и прочего). В этом подходе Кронштадтского пастыря была любовь и снисхождение к заблуждающимся в вере. Он показал им опытно преимущество Христовой любви и не дал повода к соблазну.
А о заблудших должно скорбеть, ибо кто из нас не заблуждался. Заблуждения в вере должно преодолевать постепенно и поэтапно, а не отнимать у непонимающих еще людей их сегодняшнее пристанище в вере (храм, молитвенный дом, костел, мечеть, синагогу), которое им было позволено иметь православным царем батюшкой. Ведь и они были его подданными!
А пытаться насильно переделывать людей в вере есть чистый большевизм, который от бесов.
В Евангелии от Матфея находим, как Господь относился к подобным случаям:
Мф.17:
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Собирали пошлины на языческого императора, который завтра мог употребить их на языческое приношение идолам и демонам, стоявших за ними, на постройку капища, на языческие оргии и ритуалы, на поддержку колдуна и т.п. богомерзкие и богопротивные дела. Господь ли не знал этого, или не знал заблуждений Своих творений? Но Он, будучи свободным от всего, подал за Себя и Петра (т.е. за Церковь Свою), чтобы не соблазнить их! Так что, будем и Господа обвинять соучастии в богомерзком служении язычников или в поддержке их заблуждений?
Да, иудеи хулят Христа в своих синагогах, но делают это от ослепления духовного, по ложной своей вере и от неведения своего. Со временем Господь может коснуться и их ожесточенных сердец, и они обратятся к Нему с великим воплем и рыданием о долгом заблуждении! Если же их сегодня уничтожить по желанию не менее богомерзких и безчеловечных ярых антисемитов, то завтра и обращать будет некого. Да и кто мы такие, если создавший их Бог терпит их?
А разве мы не заблуждались? Так что, нас следовало тоже уничтожить во время нашего заблуждения, не давая шанса на покаяние?
Вот как красиво Священное Писание свидетельствует о будущем покаянии иудеев (причем всех их племен, которые Сам Бог сохраняет для этого покаяния, в том числе и по синагогам):
Зах.12:
10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.
12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо;
13 племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.
14 Все остальные племена - каждое племя особо, и жены их особо.
Вот на это покаяние иудеев и жертвовал великий пророк и светильник Церкви Христовой на земле святой праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец, будучи движим на это Духом Святым!