Вопрос №538
О высказывании преп. Варсонофия Оптинского о футболе
Сергий Кущ
, Харьков, Украина
03/02/2003
Уважаемый отче Олег!
Спасибо Вам огромное за то внимание, что оказываете мне, недостойному. Насчет не только, оказывается, словесного охаивания Вас, но и вещественного, то есть лжесвидетельств многих нечестивых, за которые Вы были заключены (очень удобная статья УКУ, знаю не понаслышке многих пострадавших безвинно по этой статье), то ведь при огромной свободе веры, провозглашаемой на Украине (какие только съезды Свидетелей Иеговы, собирающие стадионы даже в Харькове, и всевозможные здания, которые строят всякие адвентисты-максималисты-протестанты двести девяносто восьмого дня на Украине), все же не приемлет наше государство истинных овец Христовых! Тяжело...
Вопрос: "О футболе: не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом и последствия ее будут очень плохи" (Прп. старец Варсонофий Оптинский). Играть то уже не играю, хотя в детстве и отрочестве играл, а вот сейчас я работаю бухгалтером в футбольном клубе. Бросить работу мне?
Сергий
Ответ отца Олега Моленко:
Высказывание преп. Варсонофия Оптинский о футболе справедливо для православного царства, в котором православная вера не только господствует, но и находится под государственной опекой и защитой.
В наше время, когда реалии таковы, что нет ни царства православного, ни доступа большинства людей к Церкви Христовой истинной, футбол, как меньшее зло, может служить предотвращением в порабощении большему злу, например: наркотикам, алкоголизму, бандитским разборкам, беснованию на рок-концертах и т.п.
Молодые люди и подростки должны где-то растрачивать свою энергию. И уж лучше это делать в футболе и других видах спорта и физических упражнений, чем явно в греховных и погибельных занятиях. И святой апостол Павел, расставляя правильные акценты между телесным упражнением (к которому можно отнести и футбол) и благочестием, писал:
1Тим.4:
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Итак, по сравнению с благочестием телесное упражнение хоть и МАЛО, но все же ПОЛЕЗНО ЕСТЬ. Если бы апостол вообще написал, что телесное упражнение неполезно или вредно, то следовало бы всячески избегать его. Если бы упражнение спортом было явно греховным и диавольским делом, то вряд ли бы святой апостол брал бы его для сравнения:
1Кор.9:
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного".
Попробуйте мысленно подставить вместо "ристалище" наркоманию или публичный дом, или казино – не получится.
Я сам в свое время играл в любительский футбол, бегая за мячом по пустырю или на кортах по 12 часов в день. Если бы не это, то куда бы только бес не пытался увлечь – таким образом Бог сохранял меня от худшего. Да и физическое развитие от футбола много мне пригодилось для шестилетнего жительства в горах, где приходилось с 25 килограммовым рюкзаком исходить не одну тысячу километров.
Не думаю, что Господь вменит тебе в грех работу в футбольном клубе.