Вопрос №542
Почему мне легче молиться своими словами?
Иларион Слюсарев
, Toronto, Canada
06/02/2003
Батюшка, благословите.
Неоднократно в Ваших проповедях Вы упоминаете, как важно внимание на молитве и как преступны блуждание в помыслах и рассеянность ума. Зачастую, поймав себя на этих проявлениях помраченного ума, начинаешь своими словами молиться Господу о прощении за блуждание ума и о даровании правильной, спасительной молитвы. Часто замечаю, что когда молюсь подобными или другими молитвами, составленными своими словами – то нахожусь в большем внимании, чем нежели в молитвах церковных. Мне кажется, что это логично – ведь для того, чтобы сказать своими словами, нужно думать и внимать себе.
Батюшка, что Вы можете посоветовать или разъяснить по этому вопросу?
С благодарностью за Ваши ответы,
Иларион.
Ответ отца Олега Моленко:
Это правильное опытное наблюдение.
Дело в том, что когда мы молимся церковными молитвами, не внимая им и не сопереживая их содержанию (т.е. невнимательно и непокаянно), то они остаются для нас чужими. Видя такое наше отношение к молитве, демоны возбуждают наши страсти и, опираясь на них, посылают нам помыслы, расхищающие немолитвенную нашу молитву. Когда мы это замечаем, признаем как грех и болезнь, негодуем на это, то начинаем уже внимательно и покаянно исповедывать (жаловаться) Господу, прося помощи. В этот момент мы искренно и живо молимся, ибо нас это задело, и мы включились в молитву.
Это можно сравнить со случаями, когда человек кричит "Помогите!" от души, видя реальную опасность, и когда он же кричит "Помогите", играя, обучая ребенка и т.п. В первом случае он включен самою скорбью и потому искренен в своем выражении и реально переживает происходящее. Во втором случае этого включения нет, и все идет понарошку.
Вот почему в нашей молитве должно быть покаянное включение в жизнь или живое всамделишнее переживание и выражение этого переживания подходящими словами (своими или церковными, ставшими своими). Если человек по благодати видит себя погибшим и переживает это, то это переживание глубоко задевает (убодает) его сердце. От этого он молится внимательно, серьезно и с глубоким выражением переживаемого (покаянным чувством, плачем, сокрушением о своей немощи и ничтожестве, чувством смирения и т.п.). Поскольку церковная молитва в нас не насаждена как своя, нам трудно выбирать из ее слов подходящие, чтобы выразить наше чувство. После долговременного упражнения в молитве Иисусовой наше сердце начнет живо реагировать и на церковные молитвы, как на свои. Сам Дух Святый будет подбирать их нам в нужный момент и раскрывать их духовный смысл, работая ими по назначению. Это не потому, что Бог отвергает молитвы своими словами, а потому, что молитвы, составленные по внушению Духа Святого, несравненно лучше.
Когда человек от опасности кричит "Помогите! Спасите!", он вовсе не думает, чьи слова он использует – свои или чужие. Ему важен результат. Да и сами мы не знаем, по Апостолу, о чем должно молиться, если не будем наставлены Духом Святым.